Найти тему
Книжки на вечер

Как помочь ребёнку стать самостоятельным?

Всем, у кого есть дети, известно, какое это нелёгкое дело – воспитывать их. Каждый ребенок представляет собой индивидуальный мир. Для взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который без чьей-либо помощи делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), это тот ребенок, который сам ставит определенные цели и может их добиваться.

Задача взрослых - развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.

Чтобы помочь ребёнку стать самостоятельнее, родители должны выполнять несколько условий:

1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.

2. Показывать ребенку, как выполнять те или иные действия и постоянно вовлекать его в процесс.

-2

3. Запастись терпением и давать ребенку при выполнении какого-либо дела столько времени, сколько ему требуется.

-3

4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.

Лучшим методом против ошибок является только пример родителей.

Что бы ни делал ребенок, ему нужно наше признание его успехов. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и ругают, его самооценка оказывается низкой.

Ему нужно, чтобы его любили, понимали, чтобы он был кому-то нужен, чтобы у него был успех - в делах, учебе, чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться.

-4

Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему, укрепляйте в нем его хорошее мнение о себе. Важно, чтобы в своем доме он чувствовал себя уверенно.

Нежелательно его сравнивать с другими детьми. Такого как он (она) нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать. Маленькому человеку на пути вхождения в мир людей важно всегда ощущать, что он на правильном пути.

Мы часто «обучаем детей беспомощности»: «Ты этого еще не умеешь», «Не берись не за свое дело», «Я так и знала, что ты разольешь воду» и т. п.

Оптимальным условием для развития детей является любящая семья, которая достигла гармоничного взаимопонимания с детьми.

В здоровом психологическом климате ребенку не уготовлены какие-либо фиксированные роли. Его любят - он «кумир семьи», напроказил - стал «ужасным ребенком». Вечером он - «папино сокровище», а днем, когда родители на работе, - «бабушкино сокровище». И все роли ребенок исполняет с удовольствием, не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает. В любящей семье ребенок не бывает ни «козлом отпущения», ни «Золушкой», но ему дают другие роли - помощника, интересного человека, советчика, которые подчеркивают, как он дорог родителям. Главная функция детей в семье быть помощниками своих родителей. Ребёнку, который готов помогать, надо подсказывать всё до мелочей. И если ребёнок сделал доброе дело, похвалите его.

Если родители равнодушны к ребенку, то он, в первую очередь, страдает от их «бездействия»: с ним не занимаются, он не ухожен и т.д. Любовь, которая живет в сердце отца или матери, но никак не проявляется в действии, никого не может сделать счастливым. Напротив, ребенок будет страдать от того, что он «никому не нужен». Ценность ребенка подчеркивается его ролями.

Самостоятельность - важное качество, но чтобы в жизни меньше разочаровываться, дети должны знать и некоторые запреты с детства, как в анекдоте:

- Сын, ты пылесосил?
- Да, мам!
- И пыль вытер?
- Конечно!
- Неужели и обед приготовил?
- Да, первое, второе, сейчас десерт доделываю. Мам, ну заплати за интернет!

Нет одинаковых рецептов воспитания самостоятельности. Дети разные и подходы тоже, но привить детям самостоятельность вполне возможно, так как это не врождённая черта, а результат воспитания. Задача родителей — приучить ребёнка к ответственности за свои поступки, поддержать его в стремлении к освоению навыков, которые пригодятся ему в самостоятельной жизни.