Найти тему
Кино под углом

Самый правдивый фильм о Вьетнаме

Воздушная кавалерия...
Воздушная кавалерия...

Как известно, было у США такое время, когда они решили повоевать. Они поддерживали марионеточный режим в стране под названием Вьетнам. Страна тут же была расколота на две части – Север и Юг. Американцы «вписались» за Юг, а Север получал помощь от просоветских стран, в том числе и от самого СССР. В общем, если говорить в двух словах, то это была очередная попытка двух сверхдержав, помериться, «у кого больше, толще и так далее». Хотя, конечно, понятно, что США снова начали первыми, буквально развязав эту войну…

Про Вьетнам было много чего снято, написано и показано. Довольно часто, американцы старались показать себя этакими «рыцарями в сверкающих доспехах», а своих противников – Злом. Нет, понятно, что СССР для них, сразу после окончания Второй Мировой, стал именно, что Империей Зла, но всё же. И нет, я не буду говорить, что раз американцы сами начали эту войну, то все их солдаты шли на войну, чтобы убивать, убивать и ещё раз убивать – желательно, конечно, коммунистов, но можно было и всех, кто им не нравился. Безусловно, как и в любой армии мира, там могли быть совершенно разные люди. Я вполне себе уверен в том, что были там и те, кто был против массовых убийств, против пыток и вообще, жестокости. Но, и тут не всё так просто. Дело в том, что человек – существо социальное. И вполне себе может быть, что даже те, кто был против массовых убийств и прочих военных преступлений, что творили там американцы, в некоторые моменты, просто предпочли промолчать. Сделали это они по разным причинам – кто-то просто побоялся, что его могут убить, если он скажет хотя бы слово против, кто-то считал, что «ну, они не захотели сотрудничать, а вот, если бы ответили на вопросы, ничего бы не было!», а кто-то просто выполнял приказ… И да, были и те, кто пробовал остановить убийства, дать показания о том, что было на самом деле – но, как правило, до базы не доживал. Ну знаете, война всё же, стреляют. Хотя, конечно, если бы проводилось вскрытие, то можно было заметить, что в человека попали пули не 7,62, а вполне себе 5,56…

А "стрекоз" потом просто сталкивали за борт...
А "стрекоз" потом просто сталкивали за борт...

Да, абзац вышел затянутым, но без него сложно понять, что такое для американцев Вьетнам. Кстати, если кто-то не знает, то эту войну они проиграли. И эвакуировались они из Вьетнама очень поспешно и интересно – например, чтобы разместить на палубах кораблей побольше людей, они сталкивали в море самолёты и вертолёты, на которых прибыли. Как мне кажется, это довольно показательно – как именно шла эвакуация…

Фильм сильный...
Фильм сильный...

Так вот, понятное дело, что про Вьетнам снимали фильмы. Порой даже пробовали снять что-то… не такое, как снимали остальные. Например, можно вспомнить фильм Фрэнсиса Форда Копполы под названием «Apocalypses Now». Этот фильм, на самом деле, не имеет под собой никаких реальных событий. Просто режиссёр использовал в качестве первоисточника новеллу Джозефа Конрада под названием «Сердце тьмы» и перенёс события в то время, и во Вьетнам. Сюжет – капитан Уиллард, ветеран спецназа, должен пройти на катере по реке Меконг до границы с Камбоджей, найти там полковника Уолтера Курца и ликвидировать его. Просто Курц, как стало известно, сошёл с ума, объявил себя чуть ли не Богом, набрал армию из местных и готовит что-то нехорошее. И вот, Уиллард отправляется в это путешествие, и, что называется, его глазами, мы и видим всё то, что творится во Вьетнаме. И назвать это можно только словами «это безумие!». Ну, потому что все, кого мы видим по пути следования капитана, безумны. Все – на свой лад. Я могу привести примеры – например, с концертом девушек из «Playboy» перед толпой солдат, которые не видели женщин уже несколько месяцев – интересно, чем думали те, кто решил это устроить? Ведь было понятно, что солдаты (а американцы о таком понятии, как «дисциплина», имеют очень смутные представления!) попытаются добраться до девушек! Или, можно вспомнить подполковника Килгора с его «загонами»… Хотя, в фильме немало и других примеров…

Удалось ли Копполе показать, что «война – это ад!»? На самом деле – не особенно. Фильм, на самом деле, много кто смотрел. Сложно сказать, как там, в США, но в СССР и России его смотрели, его знают. Но! Если кого-то спросить – что лучше всего запомнилось из фильма, то ответ будет таким, что «конечно же, атака под «Полёт валькирий»!». И да, именно этот момент Копполе удался, наверное, лучше всего. Удался столь хорошо, что отсылок к нему кто только не делал. И, если в фильме, это была атака деревни, в которой люди просто жили и никого не трогали – они взялись за оружие только тогда, когда американцы начали атаку, то вот во всех этих отсылках… Да, хотя, посмотрите сами! Самая, кстати, лучшая отсылка – в аниме «Врата. Там бьются наши воины», где японские Силы Самообороны, как раз под эту музыку воюют с «плохими парнями» в другом мире. Кстати, сам эпизод создатели аниме воссоздали чуть ли не покадрово… Так что, конечно, изначально, Коппола, конечно, очень старался, фильм снимался в состоянии «производственного ада», и всё такое. Правительство США и Армия США не давали вообще никакой помощи в создании фильма, Коппола работал с Индонезией – там было немало американской техники и похожие условия, но вот снять фильм, который смог бы показать, что «война – это ад!», и «нам не надо было лезть во Вьетнам», он, увы, не смог…

Постер фильма. И Рональд Ли Эрмей тут на своём месте...
Постер фильма. И Рональд Ли Эрмей тут на своём месте...

А ещё был Стэнли Кубрик, известный тем, что он снял «Космическую одиссею 2001-го года». Он снял фильм под названием «Цельнометаллическая оболочка», по роману «Старики». И снова, я не сказал бы, что получился хороший антивоенный фильм. Причиной является, например, часть под названием «Учебка», где, конечно же, «первую скрипку» играет дрилл-сержант Хартман в отличном исполнении Р. Ли Эрмея. Да, он жесток. Да, он глумится над рекрутами. И да, он особенно жесток с Леонардом Лоуренсом, призванном в ряды Корпуса Морской Пехоты США по программе «идиотов Макнамары». Проблема только в том, что в США, в самом деле, есть такие «дрилл-инструкторы», в задачи которых и входит вести себя именно так. Единственно, насколько мне известно, сейчас запрещены некоторые вещи, которые были вполне себе разрешены в те времена. Например, тогда дрилл-инструктор, на самом деле, мог избить рекрута. Сейчас – запрещено.

Эрмей тут на самом деле хорош...
Эрмей тут на самом деле хорош...

Так вот, Рональд Ли Эрмей, просто делал то, что делал раньше. Он и так был тем самым дрилл-сержантом. Он там импровизировал, его герой был таким же, как он сам – когда служил. И снова, так получилось, что в финальной сцене «Учебки», нам жалко не «Гомера Кучу», как назвал его Хартман, а… верно, самого Хартмана. Знаете, почему? Потому, что, несмотря на оскорбления, крики и всё остальное, Хартман их учил. Учил, например, помогать друг другу, учил, как правильно разбирать и собирать оружие, как хорошо стрелять и так далее. Учил всему тому, что могло помочь выжить там, на войне. А что до Гомера… с ним Хартман, как мне кажется, допустил ошибку. И тут и проявляется проблема фильма. Дело в том, что по книге, этот персонаж был совершенно другим. Он был, откровенно говоря, тем самым «тупым садистом», про которых писал Хайнлайн в «Звёздном десанте». Тот, книжный дрилл-сержант, был тупым, который ничему их не учил, и которому просто нравилось издеваться над рекрутами. И да, он мог довести Лоуренса до такого состояния, что тот мог убить и его и себя. А вот Хартман из фильма получился просто более умным персонажем… Можно поверить в то, что он совершил ошибку, начав издеваться над Гомером, но вот доводить ситуацию до стрельбы он бы не стал…

Что же касается, непосредственно, боевых действий, во второй части фильма… Да, они были показаны неплохо, но вот снова, добиться ощущения того, что «война – это зло», Кубрик не смог. Наверное, единственный персонаж, который выглядит убийцей – это пулемётчик на вертолёте, который хвастается убитыми и открывает огонь по «мирняку»… Что всех остальных – то в боевых сценах они просто воевали. Кубрик показал просто войну – не более, и не менее…

Очень сильный фильм...
Очень сильный фильм...

И вот, теперь, стоит рассказать о самом правдивом фильме о Вьетнаме. И это фильм Оливера Стоуна «Platoon», что можно перевести, как «Взвод». Дело в том, что Стоун сам служил. Он воевал, и как раз во Вьетнаме. Он всё это видел своими глазами. И он хотел рассказать, как там всё было на самом деле. И тоже, правительство, Армия, не давали ему ни денег, ни какой-то помощи. Единственная студия, что согласилась с ним работать, был британской, а снимал он на территории Индонезии. И вот, именно у Стоуна и получилось снять самый правдивый фильм о Вьетнаме. Расовая дискриминация в армии – есть. К темнокожим солдатам относятся сильно хуже, чем к белым. И это выглядит не так, как это было показано в том же «Мы были солдатами», например, где был один из темнокожих командиров роты. В армии очень много людей, которые искренне ненавидят вьетнамцев. Ну, потому, что они не такие, потому что они поддерживают не Юг, а Север, например. Или потому, что сами вьетнамцы уже видят, что стали дружить не с теми – ведь порой вьетнамцы сами переходили на сторону Армии Северного Вьетнама. Потому, что подчиняться режиму, который поддерживал, США было не самой хорошей идеей. И было отлично показано разложение американской армии. Это было и на примере наркотиков, и на примере того, как один сержант (Барнс), который был не против «пристрелить нескольких вьетнамцев», убивает другого сержанта, что остановил его. Показана тут и бессмысленная жестокость американцев, например, когда они сжигают деревню, в которой могло и не быть «вьетконговцев», и тому подобные вещи. И даже жестокость по отношению к своим – когда тот же Барнс пытается убить главного героя…

Именно «Взвод» Оливера Стоуна показывает то, что война во Вьетнаме была ошибкой, которая на самом деле, была никому не нужна, зато вызвала очень сильный кризис доверия к власти в США.

И если фильмы, приведённые выше, можно рассматривать, как чисто развлекательное кино, то вот именно «Взвод» – фильм серьёзный, который на самом деле заставляет задуматься.