Историческая драма “Жанна Дюбарри” от режиссёра Майвенн (Maïwenn) рассказывает художественно переработанную историю реально жившей в XVIII веке Жанны Бекю, незаконнорожденной дочери монаха-францисканца Гомара де Вобернье и швеи Анны Бекю. Жанна прошла путь от куртизанки до официальной фаворитки Короля Франции Людовика XV Возлюбленного (Louis XV Le Bien Aimé).
Что происходит в фильме | сценарий Майвенн, Тедди Лусси-Модесте, Николя Ливекки
Жанна Бекю была простолюдинкой – дочерью монаха и кухарки – и её будущее не предвещало радужных перспектив. Её мать Анна работала служанкой в доме господина Де Мюссо, и хозяин дома проникся тем, что дочь Анны Жанна проявляет живую тягу к знаниям, что всячески поощрял. И, чтобы уберечь девочку от неминуемой панели, если не создать для неё безопасных условий, он отправил её в монастырь на воспитание, но там она не задержалась, потому что монахини были шокированы тягой послушницы к неподобающим книгам. Жанну изгнали оттуда, но и в доме Де Мюссо снова задержаться не удалось – она взрослела, вызывая мужской интерес, что настораживало хозяйку дома, жену господина Де Мюссо. Потому она предприняла попытку изгнать мать и дочь, и ей это удалось.
Анна и Жанна отправились в Париж, где Жанна устроилась чтицей в дом богатой мадам де ля Герд, у которой было двое взрослых сыновей. Они не устояли перед чарами Жанны, мадам не вынесла того, что однажды обнаружила чтицу и парней вместе, и выгнала её на улицу.
Играя на низменных желаниях других, Жанна поняла, как можно быть женщиной, не теряя свободы. Жанна использовала своё очарование, соблазняя всё более состоятельных мужчин, и стала известной куртизанкой. И в это время познакомилась с графом Гийомом Дюбарри, который взял её на содержание, а потом выгодно свёл её с Королём Людовиком XV.
Как Майвенн заинтересовалась личностью Жанны Дюбарри
Майвенн начала увлекаться личностью Жанны Дюбарри после просмотра фильма Софии Копполы "Мария-Антуанетта" 2006 года. По словам Майвенн, Азия Ардженто в роли графини Дюбарри вызвала в ней чувство сопричастности и единения, она увидела грани своей собственной личности. А после того, как она начала узнавать о Жанне всё больше фактов, читая книгу за книгой, её тяга к ней и интерес только увеличивались.
В дополнение к чтению она обращалась за комментариями к историку-специалисту по XVIII веку из французского университета Сорбонна, а после этого взялась за написание сценария в соавторстве с Тедди Люсси-Модестом (Teddy Lussi-Modeste) и Николя Ливекки (Nicolas Livecchi), в котором дала волю фантазии, по-своему интерпретировав факты. “Позволять себе вольности, значит делать историю своей собственной и переносить её в вымышленный мир,” – объяснила Майвенн свой ход журналисту издания Screen Daily.
Она начала работать над проектом в 2016 году, объединившись с Why Not Productions, парижской продюсерской компанией Паскаля Коште (Pascal Caucheteux) и Грегуара Сорла (Grégoire Sorlat), которая продюсировала её предыдущий режиссёрский проект – драму "ДНК" (DNA) 2020 года.
И ей хотелось преподнести личность Жанны по-своему, вложить в неё свою любовь к людям неблагородного происхождения. По признанию Майвенн, ей всегда нравились маргиналы.
Но есть ещё один момент. В “Марии-Антуанетте” она представляет собой скандальную личность. А в каждой книге, которую читала Майвенн, её описывали как полную противоположность этому – утончённую, элегантную, вежливую, альтруистичную, любопытную: “Я никогда не читала ничего, что указывало бы на её провокационность, но история использовала этот короткий путь, чтобы представить проституток в кино. Как будто свобода может быть представлена только вульгарностью. Возможно, пришло время опровергнуть эту идею”.
Впечатления от фильма после просмотра
Майвенн – французская актриса и режиссёр, которую можно знать по романтической драме 2015 года “Мой король” (Mon roi) с Венсаном Касселем в главной роли, которую тоже поставила она. В “Моём короле” она исследует отношения между Марией-Антуанеттой (или просто Тони; может, потому она дала ей такое имя, что в тот момент уже вовсю изучала биографию графини и время, в которое она жила, а австрийка имела важное значение в судьбе Жанны) и Джорджо, которые не должны были начинаться по причине того, что токсичные и губительные прежде всего для неё.
От метафорического короля в лице Венсана Касселя в “Жанне Дюбарри” она переходит к королю настоящему – Людовику XV, на роль которого выбрала Джонни Деппа. Хотя это спорный выбор – американец на роль французского короля – но Майвенн хотела с ним поработать, а Деппу польстило, что режиссёр выказал доверие, что он сможет справиться с этой ролью, достойно представив французскую монаршую особу. Кокетливо звучит, но не мне судить.
Метафорический король у неё получился лучше – упрямый, властный, эгоистичный гедонист, манипулятор и бабник, который не носил обручального кольца, чтобы демонстрировать свою любовь к свободе, а не к женщине, которая последовала за ним. В новом фильме самый почитаемый король Франции получился тихим (ему намеренно написали минимум разговорных сцен), фоновым, с щепоткой Джека Воробья (который периодически пробивался сквозь пудру и парик), но тоже сластолюбцем, даже после объявления официальной фаворитки не прекратившем встречаться с другими женщинами. Спорное обаяние Джорджо заставляло мучиться вопросом, зачем Тони остаётся с ним, но очевидные обаяние и симпатия Луи к Жанне лишают историю какой бы то ни было интриги – ведь он Король, и его желание иметь при себе именно эту фаворитку превышают любые желания его придворных. Ей необходим был титул – ей его срочно организовали, чтобы она имела право жить при дворе.
Удивительное дело, этот фильм по большей части красивый, обаятельный как главная героиня – поначалу простолюдинка Жанна Бекю, а впоследствии графиня Дюбарри, – но внутри него нет чего-то такого, что закрутило бы интригу и заставило думать о хитросплетениях человеческих судеб. Но, тем не менее, фильм вызывает симпатию хотя бы потому, что не напрягает, он действительно из тех, за просмотром которых можно отдохнуть.
Майвенн очень упростила реальную историю Жанны Бекю, сгладив углы; выбросив разбирательство с колье, которое Людовик заказал для неё; изменив отношение дофина к ней с негативного на дружеское; отбросив труд заглянуть внутрь действующих лиц – остановилась на внешней привлекательности. В фильме она поставила на первый план мелодраматический аспект отношений Жанны и монарха, оставив политику фоном. Но это художественное произведение, почему бы не подключить фантазию и представить ход событий иначе. Квентин Тарантино, Йоргос Лантимос и Ридли Скотт тоже так делали.
Большая часть драмы “Жанна Дюбарри” вообще смотрится на одном дыхании, представляя собой красочное пособие об этикете, нравах и привычках Версаля в XVIII веке, которые раскрываются через главную героиню. Выглядит забавно, как она вдохнула простоты в напыщенные и напудренные благородные ряды королевских приближённых благодаря своему происхождению. Будучи дочерью монаха и кухарки, Жанна не имела строгого воспитания, но зато обладала живым умом и сильным характером, не позволяющим ей идти на поводу даже у правил Короля.
Хотя Жанну третировали дочери Короля, её следовало награждать презрением и пытаться выжить со двора, всё же её странный стиль и смелость одеваться как мужчина вызывали у придворных обитателей желание подражать ей – её обаяние захватывало их. Луи назвал её стиль “Стилем Дюбарри”. А её дерзость неизменно поднимала волну негодования. Каждый её выход сопровождается словом “Скандал”. То она появляется в белом платье и с распущенными волосами, то она смотрит прямо в глаза Королю и поворачивается к нему спиной, потому что у неё не получаются “эти мелкие шажочки”. Несмотря на ощущаемый в её сторону негатив, она оставалась благожелательной и элегантной, она занималась поддержкой людей искусства, покровительствуя различным художникам и помогая развивать неоклассический стиль в Версале.
Я бы даже сказала, что история Жанны и Людовика XV слегка напоминает сюжет “Красотки”, который перенесли в XVIII век.
А сама история, преподнесённая Майвенн именно так, показывает именно человеческую сторону отношений, без политики и манер, как если бы это были обычные люди, далёкие от светской жизни. Скорее всего, эта простота (и упрощение) вызывает симпатию к фильму, несмотря на его недостатки.
Но финальная часть – с болеющим Людовиком – значительно уступает началу, здесь, можно сказать, повествование обрывается. Это начинается словно другой фильм, не тот бойкий и забавный, а затянутый и призванный всеми силами выдавить сочувствие и переживание. Он медленно погибает как Луи от оспы, утягивая за собой и зрителя. Этот же грешок был и за “Моим королём”, но и тому он не помешал мне понравиться.
Настоящая Жанна Дюбарри
Жанна Бекю (Jeanne Beçu), внебрачная дочь швеи, родилась на северо-востоке Франции в 1743 году. Они переехали в Париж, где жили у финансиста месье Бильяр-Дюмонсо (Billiard-Dumonceaux). После того, как их обеих выгнали, Бекю успела поработать и ученицей парикмахера, и помощницей модистки.
Жанна Бекю была известна как изысканная красавица благодаря своим вьющимся светлым волосам и голубым глазам. Она познакомилась с дворянином Жан-Батистом Дюбарри (Jean-Baptiste du Barry), работая в частном заведении, совмещающем и бордель, и казино. Его младшему брату Гийому понравилась Бекю, и он сделал её своей любовницей. Когда её ввели во французское высшее общество, Бекю стала популярной куртизанкой.
Про Жанну прослышал герцог Ришелье и предпринял попытку представить её Королю. Встреча была организована в 1768 году благодаря Ле Белу, главному камердинеру Королевской палаты.
Король Людовик XV после знакомства в Версале с Жанной сразу же ею увлёкся. На тот момент ему было под шестьдесят, он пережил смерть своего сына Людовика Фердинанда. Но после Фердинанда остались три сына, три будущих короля Франции – Людовик XVI, Людовик XVIII и Карл X, которые правили в период Реставрации Бурбонов.
Хотя монарх хотел сделать Бекю своей главной любовницей (maîtresse-en-titre), для осуществления этого плана имелось препятствие – она не имела знатного происхождения. Король и Жан-Батист Дюбарри поспешно устроили брак между ней и Гийомом, после чего она получила титул графини Дюбарри.
Дюбарри не была официально представлена версальскому двору до 1769 года. Многие придворные сторонились графини, и её незнатное происхождение, и занятие как куртизанки стали частыми темами сплетен. Последняя стала главной причиной презрения в её адрес со стороны Марии-Антуанетты.
Как и все королевские любовницы, мадам Дюбарри получила исключительно комфортные условия проживания. После переезда во дворец она получила свои личные покои. И Король одаривал её драгоценностями и недвижимостью, включая поместье Лувесьен (Louveciennes Estate). Она любила искусство, потому заказывала у разных мастеров их изделия: стулья у столяра Делануа (Louis Delanois), мебель у краснодеревщика Лелу (Jean-François Leleu), картины у Фрагонара (Jean-Honoré Fragonard) и Вьена (Joseph-Marie Vien). Она близко дружила с писателем и философом Вольтером (настоящее имя – François-Marie Arouet) до самой его смерти в 1778 году.
После смерти Короля в мае 1774 года мадам Дюбарри была изгнана из Версаля Людовиком XVI, дофином, преемником Людовика XV, и отправлена в монастырь Pont-aux-Dames. В 1776 году она перебралась в Лувесьен. Когда началась революция, Дюбарри была схвачена и обвинена в государственной измене, и в декабре 1793 года казнена на гильотине.
История с ожерельем
В 1772 году король Людовик XV заказал бриллиантовое колье парижским ювелирам Шарлю Огюсту Бемеру и Полю Бассенжу. Ожерелье, стоимость которого оценивалась в два миллиона ливров, предназначалось в подарок мадам Дюбарри. Но Король умер от оспы ещё до того, как изготовление украшения было завершено.
Ювелиры попытались продать ожерелье Марии-Антуанетте, но она отклонила предложение. Бемеру и Бассенжу тем не менее покупатель был нужен, потому они связались с аристократкой и аферисткой Жанной де Валуа-Сен-Реми (Jeanne de Valois-Saint-Rémy), известной как графиня де ла Мотт. Выдавая себя за Королеву, она написала несколько писем епископу и бывшему послу кардиналу де Роану, убеждая заплатить за ожерелье от имени Марии-Антуанетты.
Как только заговор был раскрыт, Ла Мотт и де Роана арестовали. Ла Мотт, используя свою смекалку, умудрилась сбежать из тюрьмы, переодевшись мальчиком.
Хотя было установлено, что Мария-Антуанетта не имела отношения к покупке ожерелья, её ранее подорванная репутация была окончательно подорвана делом о бриллиантовом колье. Считается, что это дело стало одним из главных катализаторов начала Французской революции.