Двайта и Адвайта - это две разные школы философии Веданты в индуизме, которые объясняют реальность и отношения между Брахманом, Высшим Универсальным Я и остальными Его проявлениями по-разному, с точки зрения двойственности и недвойственности соответственно.
Согласно первому взгляду (Двайта) Брахман и Его творение экзистенциально и фундаментально различны, а согласно второму (Адвайта) - разница заключается только в нашем восприятии и понимании, поскольку всё есть только Брахман и ничего больше.
Иными словами, вопрос, который эти две школы пытаются решить, заключается в том, является ли различие между субъектом и объектом или познающим и познаваемым постоянным и реальным или это всего лишь иллюзия, возникающая из-за ограничений чувств и ума. С точки зрения компромисса между этими двумя школами находится третья школа, известная как Вишистадвайта, которая признает концептуальное различие, называемое бхеда-абхеда (отличный от неотличного).
Вопросы, с которыми каждый может столкнуться в какой-то момент своей жизни: «Отличаюсь ли я от того, кем я себя считаю?» и «Реален ли мой опыт или это только мое воображение и интерпретация?»
Что ж, если вы сможете ответить на эти вопросы к своему полному удовлетворению, возможно, вы сможете разрешить разницу между вашим «Я» и Высшим «Я». Эти различия и дискуссии имеют смысл только в том случае, если вы признаете существование вечной и неизменной Сущности в потоке явлений.
Для буддистов проблема решается сама собой, поскольку буддисты вообще не признают существование постоянства ни в какой форме, за исключением, возможно, пустоты (шунья). Для джайнов мир постоянно и экзистенциально иной, потому что он лишен Бога, но наполнен бесчисленными индивидуальными душами различной степени чистоты и нечистоты.
В этой статье мы встанем на место ведантистов и исследуем сущностную природу реальности и существования с точки зрения недвойственности и двойственности.
Школа недвойственности Адвайта
Здесь на самом фундаментальном уровне Вселенная — это не просто физическая или материальная сущность, а чистое сознание непостижимой силы, обладающее способностью создавать, поддерживать, скрывать, приумножать и разрушать объективную вселенную по своему желанию, без усилий или конкретного намерения.
В Адвайте это высшее сознание бесконечных способностей и непостижимых тайн отождествляется с Брахманом. Укорененное в чувственном знании и ограниченное собственным невежеством, человеческое сознание не имеет способности постичь или оценить силы Брахмана за пределами сферы чувств или осознать цель своего собственного существования.
Человеческий разум принадлежит не сфере духа, а природе. Поскольку она находится в области человеческого осознания, завуалированной ее силой, индивидуальная душа временно теряет связь со своей собственной идентичностью, своим абсолютным состоянием, которым является Брахман, как будто капля воды из огромного океана на мгновение поднимается с ее поверхности. Она временно отключена от своего источника.
Для отделенной души, которая попадает под влияние иллюзии и принимает материальное тело, доступный путь слияния с Брахманом или собственным абсолютным сознанием лежит через пути преданности, нравственной жизни, следуя восьмеричному пути Аштанга-йоги и медитации в различных системах духовных практик, известных под общим словом йога.
Если человек ищет Брахмана через истинное знание, Атман ищет истину и принимает ее, какой бы она ни была. Атман принимает все истины «я»/эго и, таким образом, способен принять тот факт, что он неотделим от своего окружения. Тогда Атман навсегда поглощается Брахманом и становится с ним единым целым. Именно так человек навсегда избегает перерождения.
В Адвайта Веданте Брахман лишен атрибутов и строго безличен. Лучше всего его можно описать как бесконечное Бытие, бесконечное Сознание и бесконечное Блаженство. Это само чистое знание, подобное источнику бесконечного сияния. Поскольку адвайтисты считают Брахмана Высшей Истиной, по сравнению с Брахманом все остальное, включая материальный мир, его индивидуальность, индивидуальность живых существ и даже самого Ишвару (Верховного Господа), не соответствует действительности.
Когда человек пытается познать лишенного атрибутов Брахмана своим умом, под влиянием иллюзорной силы Брахмана, называемой Майей, Брахман становится Богом (Ишварой).
Бог — это Брахман под Майей. Материальный мир также появляется таким благодаря Майе. Бог — это Сагуна Брахман, или Брахман с атрибутами.
Он всеведущий, вездесущий, бестелесный, независимый, Создатель мира, его правитель, а также разрушитель. Он вечен и неизменен. Он одновременно имманентен и трансцендентен, а также полон любви и справедливости. Его можно даже считать личностью. Он является предметом поклонения. Он — основа нравственности и податель плодов своей кармы. Он правит миром с помощью своей Майи.
Однако, хотя Бог является Господом Майи и она (т.е. Майя) всегда находится под его контролем, живые существа (дживы, в смысле людей) являются слугами Майи (в форме невежества). Это невежество является причиной всех материальных переживаний в бренном мире.
В то время как Бог есть Бесконечное Блаженство, люди под влиянием Майи считают себя ограниченными телом и материальным, наблюдаемым миром. Это неправильное восприятие Брахмана как наблюдаемой Вселенной приводит к возникновению у человека таких эмоций, как счастье, печаль, гнев и страх.
Высшей реальностью остается Брахман и ничего больше. Уравнение Адвайты простое. Именно благодаря Майе один-единственный Атман (индивидуальная душа) представляется людям как множество Атманов, каждый в одном теле. Как только завеса Майи поднята, Атман в точности равен Брахману.
Таким образом, благодаря истинному знанию человек теряет чувство эго (Ахам-кара) и достигает освобождения, или Мокши.
Школа двойственности Двайта
Концепция двайты (вайшнавов) Веданта Сутра гласит: «тат авйактам аха» — «Форма Брахмана непроявлена, как говорят писания». В следующей сутре добавляется: «Апи самрадхане пратьякша ануманабхьям»: «Но даже форма Брахмана становится непосредственно видимой тому, кто преданно поклоняется – так учите писания» (апи – но, самрадхане – интенсивное поклонение, пратьякша – как непосредственно видимая, ануманабхьям - как следует из Священного Писания).
Школы Двайты выступают против идеи Адвайты, согласно которой, достигнув освобождения, человек осознает, что Бог бесформен. В одной из Веданта Сутр говорится следующее:
"Писания провозглашают, что форма Всевышнего состоит из самой сущности Его-Себя. В сфере Брахмана преданные видят другие божественные проявления, которые проявляются даже как физические объекты в городе внутри Брахмана".
Указанную здесь личную форму Бога они отождествляют с трансцендентной формой Вишну или Кришны. Брахма-пура (город внутри Брахмана) идентифицируется как божественное царство Вишну, известное как Вайкунтха.
Этот вывод подтверждается «Бхагавата-пураной», написанной Вьясой как его собственный «естественный комментарий» к «Веданта-сутре». Первый стих «Бхагавата-пураны» начинается фразой Ом намо бхагавате васудевайа джанмадьясйа йатах, что означает: «Я предлагаю свои почтительные поклоны Бхагавану Васудеве, источнику всего».
Вьяса использует слова джанмадьясйа ятах, составляющие вторую сутру Веданта-сутры, в первом стихе «Бхагавата-пураны», чтобы доказать, что Кришна — это Брахман, Абсолютная Истина. Это ясное свидетельство собственного вывода автора о конечной цели всего ведического знания.
Джаярам В.
Читайте также: