Само название фильма обыгрывает термин «J. I. Joe», что является не только серией игрушек от компании Hasbro, но и можно перевести как «Выпущено правительством». Такое вот обозначение для американских военных. Но это так, просто интересная деталь, на которую можно не особенно обращать внимания, так как это «деталь для своих», если можно так выразиться…
Сам по себе фильм является чем-то вроде «социальной драмы» от годного на тот момент режиссёра Ридли Скотта. Думаю, не надо перечислять всех его работ, за которые мы его знаем и любим? Данный фильм повествует о том, что женщине довольно тяжело попасть на боевую должность в рядах Вооружённых Сил США. Нет, на самом деле, в США (на тот момент) было немало «леди в форме». Но – они не могли претендовать на серьёзные должности, не могли попасть в зону боевых действий, не могли даже и мечтать о серьёзной военной карьере.
И вот тут можно устроить «минутку объективной реальности». На самом деле, шеф Аргайл (и не только он) правильно говорили в фильме. Женщине не место на войне. Почему? Наверное, это можно не объяснять, так как это понятно и так. Например, если женщину ранят (внезапно, на войне могут не только ранить, но и убить!), это окажет очень сильное деморализующее действие на солдат. Они, на самом деле, до последнего будут пытаться её спасти, даже в том случае, если это невозможно. Это первое. Второе – наверное, никто не будет спорить с тем, что женский организм сам по себе не такой прочный, как мужской? Нет, я могу поверить в то, что женщина сможет летать на самолёте. Хотя, и тут есть нюансы – перегрузка, знаете ли, штука не самая хорошая. И, сдаётся мне, что женщине те же десять «же» пережить будет сложнее, чем мужчине. Хотя, вроде, были девушки, которые летали на сверхзвуковых машинах – и нормально себя чувствовали. Но, тут у меня, в самом деле, недостаточно данных. Но то, что такие нагрузки отрицательно влияют на женское здоровье – это я знаю совершенно точно…
Так вот, что касается фильма – там одна сенатор решила «попиариться», и для этого решила поддержать пилотную программу касаемо спецподготовки для женщин. Одна девушка должна была попробовать пройти спецкурс для войск специального назначения. Я, на самом деле, так и не понял, что это за род войск был показан в фильме, но они были похожи на SEAL. И вот, значит, лейтенант Джордан О’Нил отправляется проходить этот самый спецкурс. Девушка, на самом деле, хочет пройти его, доказать что-то себе и окружающим, но, на самом деле, политики не особенно заинтересованы в этом деле.
На самом деле, фильм отлично смотрится и сейчас – особенно, если знать, что современные «борцы за права женщин», его просто не пропустили бы на экраны. И, кстати говоря, это очень странно, если разобраться. У нас главный герой – женщина, верно? Ну, тут даже спорить не хочется. При этом, в фильме нет ни одного «тупого мужика», который вредил бы, или просто вёл себя глупо – как это часто показывают в современных фильмах про «сильных и независимых» женщин. Нет, тут даже тот парень, что её подставил – сержант Кортес, не такой. Он просто решил набрать побольше очков за её счёт, но… скажем так, у него будет возможность изменить своё мнение об этой девушке. И что, самое страшное, для современных феминисток – так это то, что героиня не получает всё и сразу, тут нет такого, что ей все должны, а она добивается всего сама. Если можно будет тут сказать словами из одной книги, то Джордан О’Нил работала шестнадцать часов там, где парни работали восемь. И это даже показали в фильме! Как она тренировалась, с риском для здоровья, как она выкладывалась на все сто процентов! А как с ней обошёлся Аргайл? Помните, когда им устроили допрос и всё такое? И ведь всё это Джордан выдержала!
Нет, я могу, конечно, долго рассказывать о том, какой это хороший фильм. А он, на самом деле, неплох. Но, сама суть фильма раскрывается в самом конце. Наверное, те, кто смотрел этот фильм, знают, в чём там дело? Ну, помните, там, например, эпизод есть, незадолго до финала, со сценой в душе, когда Джордан беседует с Аргайлом. И в его словах, на самом деле, есть своя правда. Джордан спрашивает его, за что тот получил награду. Тот ответил, что вытащил здоровенного мужика из горящего танка, и тут же спрашивает, смогла бы Джордан сделать то же самое. Она не знает… И, понятное дело, что в конце фильма есть момент, когда она вытаскивает раненого Аргайла из-под обстрела. Казалось бы – вот, она, мораль фильма, не так ли? Но, на самом деле, мораль тут немного в другом. Только вот, мы и жители США, эту мораль воспринимают немного по-разному…
Как же Аргайл оказался ранен? Ведь США ни с кем в тот момент не воевали! Более того, Холодная война почти закончилась, и, как говорится, не было никаких предпосылок к тому, что кто-то будет стрелять в бравых парней! Что же случилось? А случилась «тренировочная миссия», которая превратилась в боевую… Дело в том, что американский спутник упал на территории Ливии. Ну, была такая страна, которой руководил Муамарр Каддафи. Я, на самом деле, не особенно хорошо его знаю, но для США он был настоящим пугалом. Он, мол, дружил с Саддамом, дружил с СССР, и вообще, был Здлобным Здлом! Опасным его не делало только то, что у него не было ядерного оружия. Хотя, наверное, если бы было – США туда и не лезли бы. Но, так как его там не было – почему бы и не лезть? И так вышло, что на территоии Ливиии, значит, упал спутник. И всё бы ничего, но спутник питался от РИТЭГа – радиоизотопного термоэлектрогенератора. А из топлива для РИТЭГа можно сделать бомбу! Ну, по крайней мере, если верить фильму. И, конечно же, команда «котиков» отправляется помогать спецназу «Скорпион», эвакуировать этот самый РИТЭГ…
И вот тут я и хотел бы поговорить об этике. Начать с того, что американцы очень не хотят, чтобы в Ливии появилось ядерное оружие. Хорошо, допустим их можно понять. Я, конечно, не уверен, что Каддафи решил бы атаковать США, но – может, кто-то с ним бы что-то не поделил, и, как говорится, «началось». Неважно. США не хотели, чтобы у Ливии было ЯО. Пусть так. И они пошли бы на всё, чтобы вытащить оттуда РИТЭГ. К тому же, это их РИТЭГ, так что его надо было вытащить. Тут, как говорится, нет вопросов. Точнее, есть, но я их задам позже.
И вот, значит, «Скорпионы», нашли спутник, сняли с него РИТЭГ и отправились эвакуироваться. «Котики» прикрывали лодки, на которых спецназ и должен был отойти. Аргайл и Джордан отправились в патруль. И, пройдя несколько километров, они увидели патрули ливийцев. Кстати, их на самом деле, было много. Герои разделились. Джордан укрылась в какой-то лачуге, Аргайл прикрывал с дистанции, так как у него была «марксманская винтовка» - что-то на базе G3. К лачуге подъехал джип, из которого выбрался ливиец и пошёл в сторону Джордан. Аргайл приказал ей, если подойдёт ближе, убрать его тихо – «с ножа». И Джордан бы это сделала, если бы Аргайл дал ей это сделать. Дело в том, что он застрелил ливийца. Из винтовки. Без глушителя. И, понятное дело, что этот выстрел не могли не услышать. И, как говорится, началось…
Понятное дело, что «котики», да ещё и прилетевшая «Суперкобра», накрошили ливийцев очень и очень много. Понятное дело, что Джордан на себе вытащила раненого Аргайла. Но! А можно ли было вообще обойтись без стрельбы? Ведь, ливийцы даже не знали о том, что тут «котики». Они и про «скорпионов» ничего не знали. Можно было просто тихо утащить РИТЭГ, без единого выстрела! И никто бы не пострадал! Но нет, Аргайл устроил стрельбу… Зачем?