Найти в Дзене
История weekly

Такая замечательная повозка. Кибитка из могильника Чограй VIII

Глиняная модель повозки-кибитки. Найдена в 1979 г. при раскопках курганной группы Чограй VIII в Ставропольском крае. Вещица была помещена в погребение ребёнка 9–12 лет среди прочих предметов и являлась важной частью погребального инвентаря. Модель достигает в высоту 26,5 см, имеет сводчатое перекрытие, а также 3 больших отверстия в передней и боковых стенках, обозначающих окна. 💢💢💢 Привлекает внимание богатая орнаментация модели повозки-кибитки: фронтальное окно окружено рядом точек, обрамлено зигзагом, который предположительно является солярным символом, боковые стороны помимо точечного орнамента украшены вертикальными линиями и зигзагами. Солярный символ - это символ, представляющий Солнце. Как правило изображены в виде кругов, (с лучами или без), крестов и спиралей. На крыше изображены длинные линии, параллельные боковым граням, а задняя часть украшена точечным орнаментом, двумя рядами вертикальных линий и дугообразным пояском с зигзагом. Такая богатая орнаментация придаёт мод
Оглавление

Глиняная модель повозки-кибитки. Найдена в 1979 г. при раскопках курганной группы Чограй VIII в Ставропольском крае.

Вещица была помещена в погребение ребёнка 9–12 лет среди прочих предметов и являлась важной частью погребального инвентаря.

Модель достигает в высоту 26,5 см, имеет сводчатое перекрытие, а также 3 больших отверстия в передней и боковых стенках, обозначающих окна.

💢💢💢

Привлекает внимание богатая орнаментация модели повозки-кибитки: фронтальное окно окружено рядом точек, обрамлено зигзагом, который предположительно является солярным символом, боковые стороны помимо точечного орнамента украшены вертикальными линиями и зигзагами.

Солярный символ - это символ, представляющий Солнце. Как правило изображены в виде кругов, (с лучами или без), крестов и спиралей.

На крыше изображены длинные линии, параллельные боковым граням, а задняя часть украшена точечным орнаментом, двумя рядами вертикальных линий и дугообразным пояском с зигзагом.

-2

Такая богатая орнаментация придаёт модели не только яркость, но и несёт в себе функциональное назначение: орнамент позволяет разграничить на модели основные конструктивные детали повозки.

Нижняя часть, оформленная заштрихованными треугольниками и вертикальными линиями, представляет собой кузов повозки, её основу с невысокими бортами. Спереди и сзади к кузову прикреплены две дуги, которые образуют основу для перекрытия.

Орнамент боковых стенок и перекрытия позволяет предположить, что они делались из плетёнки либо из войлока.

В модели также имеются отверстия, к которым, вероятно, крепились другие детали повозки, не сохранившиеся до наших дней. Например, в нижней части имеются 2 желобка, окружённые отверстиями, через которые, скорее всего, к модели крепились оси и колёса.

Какое значение для древних людей имел такой предмет и почему его положили в погребальный инвентарь умершего?

Дело в том, что данное погребение относится к культуре кочевников Евразийских степей III тыс. до н. э. Эти люди проживали в засушливом регионе и не могли обеспечить себя необходимыми ресурсами, занимаясь земледелием, поэтому их главным занятием было кочевое скотоводство. Они преодолевали огромные расстояния от Урала до Каспия, предгорий Кавказа, степей Северного Причерноморья и Крыма, перекочёвывая от одного пастбища до другого. Уходя на сотни, а порой и тысячи километров с обжитого места, они не могли оставить ни свои семьи, ни нажитый скарб, ни какие-либо другие значимые вещи.

-3

Как они могли сохранить своё имущество и обеспечить безопасность своим близким?

Всё приходилось брать с собой. Фургоны-кибитки являлись не просто транспортным средством, но жилищем, в котором кочевник вёз всё самое важное и дорогое, а также местом, где он находил кров ночью. Такое жилище могло специально покрываться войлоком. Это было необходимо в природных условиях степей, где часто бывает высокая амплитуда температур. Войлок защищал кочевников днём от палящего солнца и сохранял тепло в кибитке холодными ночами.

-4

Интересно, что долгое время лошадь не использовалась в качестве тяглового скота. В повозки запрягали крупный рогатый скот: волов и быков. Естественно, передвигались они не быстро, и перекочёвки могли растягиваться на длительное время.

💢💢💢

Нужно отметить, что упомянутая выше модель не единственная, которую удалось обнаружить археологам. В собраниях музеев имеются и другие модели, а также сохранившиеся важные конструктивные детали повозок, например, колёса.

Все они имеют свои характерные черты, однако любопытно, что их внешний облик часто совпадает с дошедшими до наших дней фрагментами реальных повозок, обнаруженных археологами в погребениях.

💢💢💢

Например, арочная конструкция модели соотносится с арочной конструкцией одной из повозок Элистинского могильника. Такие примеры позволяют делать полноценные реконструкции повозок-кибиток кочевников Евразийских степей эпохи бронзового века и дают возможность намного лучше понять образ их жизни.

Та самая повозка Элистинского могильника.
Та самая повозка Элистинского могильника.

❌❌❌

На этом пожалуй всё. Спасибо за внимание. Добра и всего хорошего.