Друзья, привет. В который раз об этом ненавистном документе, но теперь ещё с одной нерассмотренной стороны. Прилетел вопрос от подписчика: "Может ли администрация потребовать календарный план на месяц у воспитателя?". Сегодня мы с вами посмотрим, что говорят нормативные документы относительно разработки воспитателем календарного плана в целом, попытаемся объяснить, в связи с чем руководству детского сада может прийти в голову идея запрашивать план на месяц вперёд, а так же определим, почему всё-таки календарный план на месяц вперед - идея такая себе. Ну и прикинем, что стоит сделать, если план этот всё же спрашивают, а вы хотите ситуацию как-то изменить. Поехали.
Календарный план в детском саду на месяц вперёд - зачем и как?
Да, зачем и как? Давайте по порядку. Я правда не вижу смысла писать календарный план на месяц вперёд. Что это даст воспитателю? Ну, методисту, который наверняка сам это и придумал, понятно что. Плюс это вроде как подстраховка на случай больничного воспитателя группы. Но ведь сменщик без труда сориентируется в ходе воспитательно-образовательного процесса и с помощью плана на неделю.
Да, чаще всего в своей профессиональной деятельности я встречалась с недельным планом. Неделя - это нормальный период для календарного планирования. Во-первых, большинство детских садов придерживаются тематического принципа организации образовательного процесса, так называемых "тематических недель". Недель. Не месяцев, правда? Во-вторых, календарный план на неделю - более эффективная стратегия с точки зрения гибкости в адаптации плана к текущим обстоятельствам. Детские интересы, настроения и потребности меняются очень неожиданно, поэтому план на месяц может в один момент потерять актуальность. Плюс к этому планирование на короткие периоды позволит педагогу реагировать на такие моменты, как индивидуальная работа, организация РППС и другие направления деятельности. А внеплановые мероприятия, которые сыплются на детские сады регулярно? Это тоже требует внесения в план изменений. Можно перечислять долго.
Ребят, образовательный процесс динамичен и даже при идеальном планировании (ха-ха, оно бывает вообще?) требует корректировок, пусть незначительных. Как можно за месяц предусмотреть, как будет развиваться образовательная ситуация в группе? Никак. Написание плана на месяц вперёд - это пустая трата времени педагога, которому потом придётся работать совершенно по-другому. Ну и кому выгода? Детям? Воспитателю? Нет, только методисту-молодцу, который скажет, что у него очень ответственные педагоги. А молодец ли методист в этом случае? Вопрос риторический и ответа не требует.
Кстати, на тему календарного планирования у меня есть подборка:
Ну а теперь поехали по документам.
Нужно ли воспитателю писать календарный план на месяц вперед?
Что нам говорят федеральные документы относительно календарного планирования? Да, до сих пор ничего внятного. Все мы ждём "скорого времени", о котором говорят Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования:
До утверждения перечня документации, в том числе определяющей перспективную и текущую деятельность педагога ДО (воспитателя), можно использовать утвержденные конкретной ДОО формы планирования образовательной деятельности.
В настоящее время Минпросвещения России, Минобрнауки России и Рособрнадзором решается задача по снижению бюрократической нагрузки, минимизации документальной нагрузки на педагогов, в том числе, педагогов дошкольного образования. Перечень обязательных документов и их макеты для педагогов дошкольных образовательных организаций будет представлен в скором времени.
Но в этом же документе есть один небольшой и малозаметный пункт, который без лишних размышлений расставит всё на свои места. Об этом чуть позже.
Куда нас отправили Методические рекомендации? Верно, в конкретный детский сад. Обращаемся к локальным актам вашей образовательный организации. Это может быть "Положение о ведении педагогической документации" и даже "Положение о ведении календарного планирования". Тут уж, как говорится, "кто во что горазд". Внимательно изучаем этот документ. Обычно приложением к нему идёт форма плана, а в содержании положения указывается вся конкретика относительно оформления и сроков написания. Если методист требует от вас план на месяц вперёд, это должно быть отражено в локальном акте. И, кстати, этот акт, прежде чем его утвердит заведующий, должен быть согласован на заседании педагогического совета.
Законно ли это? Ну, на первый взгляд да. Да не совсем. Теперь. Читаем внимательно "Раздел 4. Планирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации" Методических рекомендаций по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования, а именно вот этот абзац:
Оперативные планы, к которым относятся календарные планы, определяют текущую деятельность административного состава ДОО, педагогических работников, включая воспитателей. Данный вид планов определяет работу на достаточно короткий срок: от одного дня до одной-двух недель. В практике ДО находят применение сочетание разных видов планов: перспективно-календарное, календарно-тематическое и т.д.
Ну что, выдохнули? С 1 сентября 2023 года, с момента, когда все детские сады перешли на ФОП ДО, ни одно образовательное учреждение не вправе требовать от педагога написания календарного плана на месяц вперед. Соответственно, положения, в которых фигурировал календарный план аж на месяц вперёд, давно должны быть переизданы в новой редакции.
Что делать, если администрация детского сада спрашивает с вас календарный план на месяц?
А вы не только не согласны с такими обстоятельствами, но и понимаете, почему так быть не должно. Не должно ни с педагогической точки зрения, ни теперь уже с нормативной.
Что делаем? Запрашиваем включение этого вопроса в повестку внепланового заседания педагогического совета и вносим предложения по корректировке положения о ведении педагогической документации. Представляем доводы, голосуем, согласовываем, а руководитель утверждает положение в новой редакции. Вариант только какой. По крайней мере, до того момента, как нас всё-таки обрадуют (брать в кавычки или нет?) перечнем обязательной документации. И желательно не только им, а и подробными к нему рекомендациями.
Друзья, а как в ваших организациях с этим вопросом? Какие требования к календарному плану и его написанию? Сталкивались ли с подобными требованиями? Рада конструктивным комментариям. Если эта статья была вам полезна, не пожалейте лайка.
Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.
Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):