«Неужели сон пациента может указать на то, сколько ему осталось жить?», – таким вопросом я задался в первые недели своей работы в хосписе. Позже я убедился в этом лично, ведя счет предсмертным снам и видениям уходящих пациентов, – о таком наблюдении рассказывает врач хосписа Кристофер Керр.
Ухаживая за обреченными пациентами, Кристофер Керр впервые в своей врачебной практике столкнулся с удивительным явлением. Он обнаружил, что те пациенты, которым суждено вскоре умереть, видят особые сны и видения, непохожие ни на один обычный сон. Кристофер Керр исследовал это явление и подробно описал его.
«Он не проживет и двух суток»
– Том был одним из первых моих пациентов. За все то время, пока он находился в хосписе, его не посетила ни одна живая душа. Это было удивительно, потому что других обреченных пациентов близкие старались окружить вниманием и любовью. Для себя я объяснял это тем, что у Тома нет живых родственников, – вспоминал Кристофер Керр.
Том прожил полвека. По словам Кристофера Керра, этот пациент был еще молод и сохранил неплохую физическую форму. Все это вселяло надежду в то, что Тому можно продлить жизнь, если обеспечить ему надлежащий уход.
Воодушевленный Кристофер Керр отправился к старшей медсестре Нэнси, которая работала в этом хосписе не один десяток лет. Врач передал ей свои рекомендации, сказав, что они подарят Тому еще немного времени.
– Это не поможет. У Тома больше нет времени. Он не проживет и двух суток, – ошеломила своим ответом врача Нэнси.
– Почему вы так решили? – поинтересовался Керр у старшей медсестры.
– Вот уже несколько дней он видит во сне свою мать, которой уже нет в живых, – невозмутимо ответила Нэнси.
У Кристофера Керра такое заявление вызвало лишь улыбку, выражавшую недоверие.
– Что-то я не припомню лекции об этом в университете, – проговорил Кристофер Керр.
– Сынок, ты, видимо, пропустил несколько курсов, – насмешливо сказала Нэнси.
На тот момент Кристоферу Керру было тридцать лет, он являлся специалистом-кардиологом, а в хосписе подрабатывал в выходные дни. Нэнси же была уважаемой медсестрой, которой не по душе были молодые врачи, изображающие из себя всезнаек.
– Однако Нэнси оказалась права. В отличие от меня, она смогла определить состояние пациента. После заключения Нэнси Том не прожил и двух суток. Каким же образом ей удалось это узнать? Возможно, понимание этого приходит с опытом. На тот момент я отмел версию о том, что именно сны Тома подсказали Нэнси о том, что он вскоре уйдет, – такие мысли посещали Кристофера Керра.
Позже Керр познакомился с еще одной пациенткой хосписа. Ее звали Бриджит. Ей было восемьдесят. Однажды Бриджит рассказала Керру, что ей не дают покоя ее сны.
«Нэнси была права, когда насмехалась надо мной»
– Я начал искать информацию, которая бы подтвердила слова Нэнси о предсмертных снах пациентов и мои еще немногочисленные наблюдения. Однако я не нашел упоминаний о каких-либо серьезных исследованиях этого явления. Ученые, скорее, стремились доказать существование жизни после смерти, – отмечал Кристофер Керр.
Врач решил исследовать предсмертные сны своих пациентов, непосредственно общаясь с больными. Первый вывод, к которому пришел Кристофер Керр, заключался в том, что сны таких пациентов не являются проявлениями галлюциногенных состояний.
Скорее, наоборот, говорит исследователь, предсмертные сны видят пациенты, которые пребывают в ясном сознании. Они прекрасно понимают, где находятся, что происходит вокруг.
Среди пациентов Керра был девяностопятилетний Фрэнк. Врача поразила живость разума этого больного. С юных лет Фрэнк был увлечен бейсболом. И сейчас он рассказывал Керру историю развития этого спорта, называл игроков, описывал лучшие игры и даже мог назвать год их проведения.
– Эти воспоминания делали Фрэнка энергичным. Если бы вы видели его в такие моменты, то подумали бы, что он проживет еще пару лет. Но когда Фрэнк закрывал глаза, его палата «наполнялась» ушедшими родственниками, и я знал, к чему все идет, – говорил Кристофер Керр.
Однажды утром Фрэнк проснулся раздраженным. Он скомандовал медсестре, чтобы та немедленно позвала доктора. Когда Фрэнк увидел Керра, он вскочил с постели со словами: «Дайте мне что-нибудь, чтобы уснуть. Мне было приятно повидать во сне своего дядюшку Гарри, но мне хотелось бы, чтобы он замолчал». Фрэнк рассказал Кристоферу Керру, что его дяди не стало почти пятьдесят лет назад.
За три дня до смерти Фрэнк рассказал своему врачу, что этой ночью он виделся со своей женой Руфью, которой также не было в живых. В ее присутствии Фрэнк почувствовал себя спокойно. Этим утром пациент потребовал прекратить наблюдение и уход за ним. Фрэнк рассказал, что ждет воссоединения со своей женой.
Кристофер Керр отмечал, что те пациенты, состояние которых после пребывания в хосписе улучшалось, переставали видеть эти необычные сны. Например, таким пациентом был пятидесятиоднолетний Райан. Сначала он жаловался Керру, что теряет разум, потому что ежедневно во снах он видел своих ушедших друзей и родственников. Они вместе ходили на концерты, ловили рыбу или ехали куда-то. Но когда физическое состояние Райана улучшилось, сновидения прекратились.
– Исследование, которое мы провели, показало, что чем ближе человек к смерти, тем чаще в своих снах он видит умерших, чем живых. Получается, что медсестра Нэнси была права, когда насмехалась надо мной. Судя по всему, сны действительно могут предсказать приближение смерти человека, – к такому выводу в своем исследовании пришел Кристофер Керр.