Набор опыта – одна из важнейших целей в жизни каждого человека, в каждом его воплощении.
Набор опыта важен и для человечества в целом: это проверка, насколько хорошо в жизни работает та или иная идея, от самых простых (например, эффективно ли принимать важные решения, руководствуясь только эмоциями) до самых сложных (на каких принципах эффективнее всего выстраивать отношения в обществе – изначального неравенства и конкуренции или взаимоуважения и сотрудничества).
Но опыт сам себя не наберёт.
Многие люди считают себя культурно развитыми, духовными и даже просветлёнными лишь потому, что они начитались разных книг или наслушались разных гуру. Но даже если книги и гуру были хороши, послушать/прочитать ещё не означает просветлиться. Эту информацию нужно впитать, прорастить в себе, осмыслить и обязательно проверить на практике. Она должна изменить жизнь человека во всех проявлениях: в карьере, в отношениях и даже в быту.
Вряд ли кто-то станет отрицать, что опытным человеком быть лучше, чем неопытным. Тем не менее, многие люди не особенно работают над превращением своих впечатлений и знаний в опыт, а на некоторые события (обычно травмирующие), произошедшие в их жизни, вообще наложен запрет: их нельзя даже вспоминать, не то что осмысливать и извлекать урок.
Почему так происходит? Почему люди запрещают себе набирать опыт?
Что происходит с человеком, не превращающим накопленные знания и впечатления в опыт?
Что является результатом набора опыта?
Будем разбираться в этой статье.
Что вообще такое опыт?
Я могу дать следующее определение:
опыт – это накопленные и осмысленные знания, превращённые в навык, который обязательно используется в жизни.
Превращение накопленной информации и впечатлений в опыт – это реальный труд, сложная работа сознания на разных этапах:
1. Восприятие информации (напомню, что лучше всего усваивается информация, вызывающая сильные эмоции).
2. Осмысление информации (на этом этапе лучше не вовлекать эмоции в работу):
- выяснение причин событий,
- анализ последствий,
- оценка эффективности модели поведения в конкретной ситуации,
- выводы,
- проверка модели поведения на практике в похожих ситуациях.
Чтобы грамотно проработать эти этапы, человек должен уметь сопоставлять свою информацию с информацией других людей, для этого необходимо быть достаточно внимательным, наблюдательным, образованным и культурно развитым.
То есть, это прямо-таки большая и трудная работа сознания, работа, которую нужно осуществлять всю жизнь, и не одну. Поэтому основная причина того, что люди не трудятся над структурированием информации и превращением её в опыт, проста: это лень.
Причина, по которой люди прячут некоторые события своей жизни под покров забвения и запрещают себе и другим прикасаться к ним, тоже понятна. Страх.
Страх испытать боль при одном воспоминании о неприятных вещах, которые сделали с тобой.
Страх испытать стыд от того, что совершил сам.
Лень, страх, стыд, нежелание признать себя неправым (гордыня) мешают человеку жить осознанно, развиваться, обесценивают годы и десятилетия его жизни, ведут к деградации сознания.
Что происходит с сознанием, не превращающим информацию в опыт.
Человек, не научившийся анализировать, структурировать и сжимать информацию, к определённому возрасту оказывается настолько перегружен ею, что его сознание не выдерживает натиска льющихся отовсюду новостей и начинает деградировать.
Мы все замечаем, что большинству пожилых людей трудно воспринимать новые реалии: технические новинки, новую музыку, модные словечки. Многие старики будто застревают в прошлом. Они в деталях помнят те отрезки жизни, которые вызывали у них самые яркие эмоции. Сегодняшняя реальность протекает мимо, не вовлекая их в себя.
Это происходит потому, что у таких людей хорошо развито эмоциональное восприятие информации, но плохо работают аналитические функции ментального и каузального уровней сознания. То есть, люди просто переживают события, не делая выводов, не извлекая уроков.
Простое эмоциональное переживание событий происходит в оперативной памяти. В процессе извлечения уроков, превращения знаний в опыт (как надо или как не надо поступать) задействуется долговременная память. Анализируя, структурируя, сжимая пережитые события в опыт, мы заполняем каузальный уровень сознания, освобождая место в оперативной памяти для свежих впечатлений и новой информации.
Если же мы этого не делаем, наша оперативная память переполняется, что снижает скорость нашей мысли, скорость восприятия и обработки данных (как в компьютере). Поэтому всё новое проходит мимо нашего внимания.
Люди, привыкшие бултыхаться в эмоциях и не стремящиеся развивать аналитические способности, всё время возвращаются к милым сердцу воспоминаниям или фантазиям, чтобы, пусть виртуально, но испытать любимые эмоции снова и снова. Вроде невинная забава, но к чему она приводит? К довольно тяжёлым последствиям. Как минимум к потере связи с реальностью, а нередко и к деменции. То, что я описала выше, и есть те самые когнитивные нарушения, о которых осторожно упоминают врачи, перечисляя предполагаемые причины появления старческого слабоумия. И произойдут ли эти самые когнитивные нарушения, в самой большой степени зависит от желания или нежелания человека развивать своё сознание.
Кроме того, если человек не извлекает уроков из прожитых событий, даже травмирующих (например, нескольких лет жизни с супругом-абьюзером или собственных косяков, обид, нанесённых другим людям и т.д.), то выходит, что он прожил всё это зря. Вот так люди обесценивают целые годы и десятилетия собственной жизни. А понимание или даже неосознанное чувство, что часть жизни прожита напрасно, очень мучительно для человека.
Что происходит с человеком, осознанно работающим над превращением знаний в опыт.
1. Человек эффективно и быстро разрешает проблемы, с которыми сталкивался ранее. У него отсутствует страх перед незнакомыми ситуациями, потому что, приобретая навык анализа и структурирования информации, человек понимает: «Чего не знаю, тому научусь».
2. Знания, превращённые в опыт, становятся полезными, а значит, время, за которое человек накопил эти знания, прожито не зря.
3. Личность, превратившая свои знания в опыт, становится значимой, весомой в обществе, у неё увеличивается бытийная масса (термин К. Меньшиковой).
4. Навык работы с информацией на каузальном уровне увеличивает скорость мысли человека. У него появляется возможность работать с большими объёмами ещё более весомой информации – информации ценностного и творческого уровней.
Разумеется, в реальности очень многие люди так или иначе набираются опыта, нет-нет да извлекают уроки из событий, происходящих с ними, но большинство делает это не вполне осознанно и довольно хаотично (тут понял, там не понял), поэтому и общество наше в целом прогрессирует по принципу «шаг вперёд – два назад».
Делитесь в комментариях своими мыслями на эту тему, и до встречи в следующих статьях!
#опыт #каузальноетело #человек #развитиеличности #духовноеразвитие