Быть художницей в 18 веке считалось, по крайней мере, неприличным. Конечно, находились женщины, которые шли против правил, сохраняя за собой право заниматься тем, чем хотели.
Но такого не случилось с французской художницей Мари-Гийемин Бенуа.
В период Реставрации Бурбонов, её муж, убежденный роялист граф Бенуа был назначен в Государственный совет. И Мари-Гийемин, находящаяся в это время на пике популярности, была вынуждена отказаться от своей карьеры как художницы в связи со своими семейными обязанностями.
А ведь все так хорошо начиналось.
Мари-Гийемин де Лавиль-Леру (таково её имя при рождении) родилась 18 декабря 1768 года в Париже, Франция. Она первая дочь политика и домохозяйки аристократического происхождения.
В 13 лет она поступила в студию Элизабет Луизы Виже-Лебрен, чрезвычайно успешной портретистки и редкой женщины-члена Королевской академии.
Это обучение привело к тому, что Мари-Гийемин в возрасте 16 лет впервые выставила в Молодежном салоне портрет своего отца.
Когда Виже-Лебрен закрыла свою студию, Бенуа была принята в качестве одной из трех учениц Жака-Луи Давида, одного из самых известных художников того времени, в Королевскую академию.
В 1791 году она дебютирует в Салоне с картиной "Невинность между добродетелью и пороком".
О, это было значимое событие! Она была первой женщиной, представившей историческую картину в Парижском салоне. В то время как женщины могли присоединиться и представить натюрморты или портреты (жанры считались подражательными и, следовательно, низшими), историческая живопись была прерогативой мужчин.
В том же году она пишет еще одну свою знаменитую картину "Психея, прощается с семьей".
В отличие от мужчин, которые в картинах на тему любви Амура и Психеи, были сосредоточены на эротических возможностях мифа, Мари-Гийемин подошла к изображению с чисто женской позиции. Она изобразила мучительную историю о женском жертвоприношении. Семья оставляет Психею на скале, обрекая выйти замуж за монстра, чтобы спасти свое королевство.
В1793 году она встречает Пьера-Венсана Бенуа, политика и банкира, за которого выходит замуж. Ей уже 25 лет, и это, по тем временам, критический возраст для девушки.
Работа мужа требует частых миссий в далекие страны. Вскоре после свадьбы он уезжает в Индию. Для Мари-Гийемин наступает время расцвета, когда она полностью может отдаваться работе.
В её творчестве этого периода преобладают портреты. Заказы поступают от богатых и высокопоставленных людей.
Ей позировал даже Наполеон.
Но особо хочется отметить необычный для того времени портрет чернокожей женщины.
Считается, что моделью для этого мощного портрета выступила бывшая рабыня по имени Мадлен.
Ценность этого портрета в том, что Мари-Гийемин Бенуа была чуть ли не первой, кто написал подобный портрет.
Все меняется, когда на смену Наполеону вновь пришла королевская власть. В 1815 году муж вернулся в Париж, занял высокую должность, и Мари-Гийемин вынуждена была отойти от живописи. Ведь это просто неприлично, если жена занимает более известное положение, чем супруг. Жена должна быть дома, чтобы воспитывать дочь.
Не имея возможности жить жизнью художника, она постепенно перестает рисовать, а вскоре и перестает жить. Последняя картина Мари-Гийемин Бенуа, которую я нашла — "Гадалка".
Умерла Мари-Гийемин Бенуа 8 октября 1826 года в возрасте 57 лет в Париже.
Нам же остались лишь её картины, показывающие несомненный талант художницы.