Что такое гиперреализм? Это двойной обман. Правдоподобная иллюзия. Имитация без прототипа. Симуляция того, чего на самом деле никогда не существовало. Бог Локи в пантеоне изобразительного искусства.
А ещё гиперреализм — идеальное полемическое оружие. Обоюдоострый клинок, что с одинаковой легкостью разит твидовопиджачных сторонников старой школы и бритовисочных любителей постмодерна. Он — мой личный Кладенец и Дюрандаль в одном лице. «Хоть право я — не дуэлянт» 😉
Реакция уважаемых коллег на тему гиперреализма всегда одинакова и являет собою нечто среднее между презрением и гневом. Пожалуй, мушкетёры Дюма точно так же среагировали бы на появление д'Артаньяна, заявись он на «разборку» к монастырю Дешо не со шпагой, а с вилами наперевес. Разговор почти всегда идёт в одном и том же русле, и логика словесных «уколов» и «парирований» редко отличается от представленной ниже.
- Гиперреализм — это даже не полноценная живопись! Это просто способ впечатлить невзыскательного зрителя, копируя реальность.
- Вы упрощаете, господин академист. С таким же успехом можно сказать, что импрессионисты просто интерпретировали момент реальности ради свежего первого впечатления. Ради того, чтобы поразить аудиторию. Неужели Вы решитесь критиковать творческий метод французских классиков, ставивших на красоту и эмоцию? Кроме того, Вы путаете гипер- и фотореализм...
- Не путаю. Просто не вижу причин их подразделять. Первый произошел от второго и недалеко от него ушел.
- В кажущейся «недалёкости» «ухождения» гиперреализма от идеи переноса фотографии на холст кроется суть. Гиперреалисту не удастся выстроить прочный диалог со зрителем, если в его работах будет мало авторского посыла. Мало идей, подтекстов, слоёв смысла. Его тут же обвинят в ремесленничестве и бездуховности. А то и в «рисовании по квадратикам». Пока Ваши любимые адепты беспредметности творят с холстом что захотят, а потом долго и подробно пытаются объяснить зрителям и критикам, что же они такого умного и тонкого имели в виду, гиперреалист умещает аннотацию к картине в саму же картину. Делает предмет искусства ещё и метакомментарием. Это ли не вызов мастерству художника? Это ли не актуальный взгляд на живопись?
- Фи! Само понятие «мастерство» применительно к живописи устарело! Важна только интерпретация! А интерпретации у гиперреалистов — ни на грош.
- Видите ли, мистер постмодернист: следование эстетике максимального правдоподобия — это тоже интерпретация, точнее, её частный случай. Подчеркну особо: не фактажу и достоверности, а именно правдоподобию всего, что изображается на картине. Требуется недюжинный талант, дабы написать (к примеру) портрет человека, которого никогда не существовало, но при этом заставить нас с Вами поверить, что буквально каждая физическая черта и каждая считываемая эмоция имели место в действительности. Были скопированы, а не придуманы творцом. Гиперреалист словно театральный режиссер от мира живописи, которому нельзя дать зрителю усомниться в правдивости своих сюжетов, героев, явлений. Иначе шоу не состоится. «Взгляните! Такого никогда не было, но так определенно может быть!» — вот его негласный девиз. Он играет со стереотипами, составляя собственные концепты. Это ли не идеал интерпретации, о которой мечтают современные постмодернисты?
- Нет ничего концептуального в бесконечных рядах полукартин-полуфотографий. Это не искусство, это в лучшем случае спорт. Где рисовальщики (язык не повернется назвать гиперреалистов художниками) соревнуются в точности мазка. Это предсказуемо до зубовной ломоты, как шаблон или калька.
- Берегитесь, месье постмодернист. Вы ходите по офигенно тонкому льду. 😊 Берегитесь: под весом Ваших аргументов вот-вот надломится концепция поп-арта. Хрясь! — и вот Вы уже критикуете не меня, а Вашу собственную икону стиля, мистера Уорхола.
А чему Вы так удивляетесь? Это ведь он и его единомышленники возвели в абсолют искусство повседневности. Сделали героями нового времени всё то, что сделала популярной сама реальность. Ориентируясь на простого зрителя, далёкого от сложных интерпретаций, они стали внушать ему, что за фотографией консервной банки или постером Мерлин Монро стоят глубочайшие идеи. Так почему же Вы, мистер постмодернист, преклоняетесь перед нарративной банальностью Уорхола, но отказываете гиперреалисту в таком же обращении к повседневному, узнаваемому, простому?
Вы говорите, что искусству должна быть чужда предсказуемость? Но что Вы скажете о тех ценителях живописи, которые по зову сердца в десятый раз идут любоваться постоянными экспозициями Третьяковки, Эрмитажа, Пушкинского? Они знают каждую из представленных в любимом музее картин как свои пять. И что же, Вы назовёте их глупцами и осудите за предсказуемость и шаблонность мышления?!
И наконец, о спорте. И Вы, и господин академист так прикипели к своим узким специализациям, что совершенно разучились смотреть на вещи широко и открыто. Так что дружно упускаете из виду простой факт: искусство всегда было тесно связано со спортом. Родственно ему, хотите вы оба того или нет. Начинающий художник проводит тысячи часов в тренировках, как какой-нибудь атлет. Подобно хорошему шахматисту, опытный живописец имеет любимую тактику и продумывает стратегию создания будущего полотна. Художникам, как и спортсменам, тоже интересна победа. Одним — ради славы, другим — ради выгоды, третьим — ради продвижения своей идеи. Так стоит ли кичиться тем, что мы с Вами пропадаем сутками не в спортзале, а в архиве? Так ли много разницы между спортивным комментатором и искусствоведом?..
Итак. В чём же вы оба обвиняете гиперреалистов? Не в том ли, что они просто не желают подчиняться вашей табели о рангах? Что сохранили фанатичное стремление к фигуративному мастерству академизма и при этом переигрывают постмодернистов на их же излюбленном поле интерпретаций, будучи ближе и понятнее зрителю? Что с их выставок, а не с элитных закрытых мероприятий Ваших вычурных любимчиков начинает путь в мир большой живописи изрядная часть современной талантливой молодёжи?..
Вот как-то так, дорогой читатель. По такой вот немудрёной схеме происходит десять из тринадцати моих «словесно-фехтовальных» сессий. Не скажу, что я непременно побеждаю. Главное — никогда не проигрываю. Хотя бы потому, что — в отличие от милых оппонентов не считаю себя истиной в любой из инстанций...
А ещё мне как специалисту, как адепту метамодернового искусства и просто как человеку, влюблённому в живопись, очень хочется узнать Ваше мнение о гиперреализме. О том, насколько он важен, нужен и интересен именно Вам. Так что буду ждать Ваши комментарии на сей счёт. Обещаю не пускаться в споры, ибо мы-то с Вами давно уже по одну сторону баррикад, не так ли?
И приятного Вам созерцания.
Автор: Лёля Городная