Легендарный фильм времен СССР «Интервенция» долгие двадцать лет пролежал на полке. До сих пор сложно поверить в то, что сняли его еще в 1968 году, настолько он был снят динамично, музыкально, современно и ритмично.
Этакое цирковое представление, но в рамках кинематографа. В основу картины легла одноименная пьеса Л. Славина. Режиссер Г. Полока собрал красивейший и ярчайший актерский букет: В. Высоцкий, О. Аросьева, В. Золотухин, Е. Капелян, С. Юрский, Ю. Барыгина, Г. Ивлиева, Ю. Рычков, Р. Нифонтова, В Татосов, Ю. Катин-Ярцев, Ю. Толубеев, М. Хуциев, П. Панков, С. Соколов, Н. Дупак, В. Буров, П. Первушин, В. Гафт, Г. Штиль.
Картину создали красочной и яркой. И здесь не малая заслуга принадлежит художникам-декораторам и гримерам, а также оператору и осветителям. Картина было сделана на лучшей цветной пленке тех лет и выдержана в черно-бело-красных тонах. При этом часть декораций носила цирковой оттенок. Грим вообще заслуживает отдельной похвалы. Только Юрскому делали четыре вида грима, поскольку он играл четыре карточные масти.
Песни к картине написал В. Высоцкий. Исполняли песни Высоцкий, Г. Рыбак, Б. Сичкин. Все песни сейчас считаются музыкальной классикой.
Занятно, что сама пьеса Л. Славина была довольна канонической. Но на деле картина получилась сильно отличающейся от оригинального сюжета, а тут уже начала вмешиваться советская цензура.
Актеров практически и не набирали. Они пришли сами, прослышав по «сарафанному радио» о невиданном в СССР эксперименте в области кино.
Не у всех, пришедших на пробы получилось вписаться в картину. Например В. Абдулову, лучшему другу Высоцкого , пройти пробы на роль Жени так и не получилось. Зато именно он посоветовал режиссеру позвать В. Высоцкого. До этого предполагали взять другого артиста.
А еще фильм получился максимально музыкальным. Здесь пели практически все. Тем не менее Е. Капелян по началу категорически отказался петь. У него не было ни слуха ни голоса. Тогда с ним вызвался поработать Высоцкий, который за несколько дней научил Капеляна правильно исполнять необходимую песню.
Трюки в картине исполняли сами актеры. Все шло без дублеров. Например, прыжок с балкона на высоте семи метров, Высоцкий исполнил отлично, но потребовалось повторить, потому что остальные актеры не успели подыграть. Высоцкий прыгнул, но техник не верно разместил декорации и актер приземлился не туда и не правильно. Резкая боль не давала ему подняться и встать на ноги. Больше дублей не делали, а актер несколько месяцев провел на сильнейших обезболивающих уколах.
Золотухину так часто давали пощечины, что еще немного и у актера было бы сотрясение мозга. Режиссеру все не нравился отснятый материал.
Каким то чудом картина стала ярким мазком на фоне унылой советской жизни. Но по этому ее тут же и запретили и положили на полку на двадцать лет.
Цензоры хотели вообще уничтожить, но режиссер вынес копию фильма и бережно прятал ее все годы, пока картина была под запретом.
Потом, в начале брежневской эпохи вся съемочная группа написала письмо генеральному секретарю ЦК КПСС с просьбой разрешить показ фильма. Письмо осталось без ответа. И лишь в 1987 году, в самом начале перестройки, картину выпустили в прокат. И тут началось светопреставление.
Народ сметал билеты как семечки. Чтобы попасть на премьеру, у кинотеатров за несколько часов до показа выстраивались огромные очереди. Люди шли и шли — посмотреть на Высоцкого. Шли и взрослые и школьники. Те, кому сейчас по сорок девять и больше лет, с удовольствием смотрели на легендарных актеров.
Успех настолько превзошел все ожидания прокатчиков, что картину не снимали с показа несколько месяцев. В кинотеатрах яблоку негде было упасть.