Многие годы популярна теория, по которой ребенок может учиться всему с первых дней жизни. Особенно росту его интеллекта способствует прослушивание классической музыки. Но так ли это на самом деле?
Михаил Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, один из самых эрудированных людей нашего времени, утверждает: «Формировать у ребенка музыкальность нужно еще с утробы матери…Музыка – это питание человеческого мозга».
У детей огромные возможности воспринимать всё, что угодно. Эмоционально они рождаются взрослыми: с рождения понимают интонации и эмоции. А музыка – это и есть эмоция и интонация.
Но достаточно ли просто включать малышу музыку фоном: во время сна или принятия пищи, игр или поездки в машине? Обогатит ли уже только это? Разовьет ли слух, поможет ли гармоничному развитию?
Нет! Прослушивание музыки должно быть активным. А полезнее всего классическую музыку…ПРОТАНЦОВЫВАТЬ! Не слушать с ребенком, а двигаться под неё. Выражать эмоцию через тело.
С новорожденным ребенком можно танцевать, держа его на руках. Тогда телесное соединяется с музыкой. Это создает нейронные связи, повышает настроение, развивает эмоциональный интеллект.
Для знакомства с музыкой детей постарше можно выбрать изобразительную музыку. В ней есть яркие акценты, которые легко услышать. Это произведения А.К. Лядова, Ж. Бизе, К. Сен-Санса.
С раннего возраста К.Сен-Санс чутко прислушивался к звукам природы: журчанию ручейка, шелесту листвы, тихому дуновению ветра. Он собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, но особенно любил животных. Все эти звуки воплотились в его музыкальных произведениях. Послужили основанием для создания «Карнавала животных».
Если взрослый человек не разбирается в музыке настолько хорошо, чтобы все услышать и показать ребенку, он может просто под нее с удовольствием двигаться, проживая каждый звук насколько это возможно.
Да, музыка способствует развитию речи, успешному усвоению языков, оказывает положительное влияние на гиперактивных детей, развивает воображение и мышление. Но слушать ее нужно не фоном. Спать лучше в тишине. Принимать пищу – тоже.
Детей нужно учить слышать музыку правильно. Они должны чувствовать мелодию, проговаривать ее, протанцовывать.
Попробуйте послушать эпизод произведения и прожить его, прочувствовать…Это сложно поначалу. Но чем чаще вы будете слушать, тем лучше будете слышать.
Чтобы классическая музыка вошла в жизнь ребёнка, вы сами должны поверить в неё, полюбить всей душой. Ведь музыка дает невероятное эмоциональное ощущение. Это целый мир прекрасных, сильных эмоций.
«Когда меня пригласили в качестве ведущего и эксперта нобелевского концерта, я спрашивал каждого лауреата, учился ли он играть на музыкальном инструменте в детстве. И вдруг выяснилось, что и у химика, и у физика, и у экономиста в детстве была музыка — она дала колоссальное развитие способностей». Михаил Казиник
Классическая музыка нужна в детстве не только для досуга. Она необходима для формирования личности. И верное восприятие классической музыки может быть даже полезнее, чем игра на музыкальных инструментах. Слушайте музыку правильно!