Уважаемые коллеги!
В одном из материалов мы рассматривали судебную практику, в рамках которой ОАО "РЖД" доказало свое право не рассматривать заявку единственного участника торгов.
Анализируя актуальную правоприменительную практику, хотим отметить, что данный подход недавно был закреплен и в Северо-Западном округе.
Суть дела:
На закупку ОАО "РЖД" была подана жалоба, по результатам рассмотрения которой антимонопольным органом в действиях заказчика было установлено нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении положений статьи, допущенное вследствие незаконного установления в пункте 3.14.2 части 3 Документации права заказчика не рассматривать заявки участников закупки в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе при наличии одной заявки, поданной на участие в закупке.
Заказчик успешно обжаловал это решение в арбитражном суде, которое впоследствии дошло до суда кассационной инстанции.
Позиция суда:
Относительно довода Управления о незаконном установлении в подпункте 3.14.2 пункта 3.14 части 3 Документации права заказчика не рассматривать заявки участников закупки в случае признания закупки несостоявшейся, в том числе при наличии одной заявки, поданной на участие в конкурсе, также следует согласиться с выводом апелляционной инстанции об отсутствии в данном случае нарушений пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Указанное положение Документации установлено в соответствии с пунктом 300 Положения о закупке, направлено на повышение эффективности закупочной деятельности, отвечает интересам заказчика и не противоречит общим принципам, установленным Законом № 223-ФЗ, что согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23.12.2022 № 57-П.
Таким образом, уже как минимум в двух судебных округах сформировалась позиция о допустимости нерассмотрения заявки единственного участника закупки и последующее незаключение с ним договора.
Дело также интересно рассмотрением в нем антидемпинговых мер, где суд признал правомерным присвоение максимального количества баллов по критерию оценки «Цена договора» заявкам, содержащим снижение начальной (максимальной) цены договора на 25 % и более. О таких антидемпинговых мерах более подробно поговорим в следующих материалах.
Источник: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.02.2024 по делу А56-129109/2022
Автор: Байрашев Виталий Радикович
эксперт в сфере закупок, юрист-практик
***
Рады поделиться новостью о запуске нашего курса повышения квалификации по 223-ФЗ, все подробности здесь.
Еще больше практики закупок ищите в телеграм-канал, вконтакте, дзен и ютуб-канале.