Современный мир с точки зрения политэкономии — далеко не то, что наблюдал перед собой Ленин. Он в работе «Империализм как новейший этап капитализма» описывал всемирную драку финансовых капиталов, которые полностью захватили национальные рынки и начали разрастаться дальше, вступая друг с другом в конфликты, порождая тем самым империалистические войны. Они шли на временные союзы друг против друга, развивали внешнюю торговлю, но всегда представляли собой независимых с точки зрения экономики субъектов. Само наличие финансового капитала предполагает развитую промышленность, которую банки развивают и попутно захватывают ради сверхприбылей.
В чём отличительная характеристика текущего момента? Как можно было бы сформулировать определение современной политэкономической конфигурации капиталистического мира? Мы имеем перед собой ультраимпериализм — политэкономическую систему, при которой национальные рынки и их хозяева — финансовый капитал — были вынуждены максимально консолидироваться друг с другом для противостояния сильной социалистической угрозе, готовые выбрать себе вожака в лице одного государства, который сможет обеспечить национальным капиталам защиту от интернациональной силы пролетариата. В процессе этой консолидации, которая носила стратегический характер, национальные рынки и финансовый капитал этих рынков всё больше теряли свою политэкономическую субъектность, становились всё более зависимыми от образовавшегося глобального рынка, который стал общим экономическим телом консолидированного империалистического мира. Но на любом рынке рано или поздно появляются свои монополисты. Так и на глобальном рынке появились крупнейший транснациональные корпорации, которые сосредоточили в своих руках столь огромные ресурсы, что весь глобальный рынок стал работать исключительно в их интересах. Так консолидированный империализм стал трансформироваться в ультраимпериализм.
Ультраимпериализм характеризуется наличием: 1) глобального рынка, состоящего из переплетённых национальных экономик, взаимозависимость которых достигает того уровня, при котором национальные экономики не могут должными темпами развиваться и существовать без выхода на глобальный рынок; 2) монополистического транснационального капитала, который за счёт своих ресурсов может навязывать волю национальному финансовому капиталу, подчинять себе целые государства, может лоббировать политические изменения в тех государствах, финансовый капитал которых не желает подчиняться требованиям этого космополитического капитала. При этом региональный империализм, представленный национальным финансовым капиталом, никуда не девается и сохраняет собственные империалистические интересы, однако придавленный несравненно более крупной буржуазной силой вынужден или с риском для себя изолироваться от мира и противостоять ей, или постепенно раствориться в рамках ультраимпериализма, стать неоколонией транснационального капитала.
Так как мы имеем дело с политэкономическим процессом, дать ему исчерпывающее определение невозможно, потому как любое определение метафизично и трафаретно. Мы же имеем дело с постоянно изменяющейся вещью. Определение помогает выхватить центральные сущностные характеристики изучаемого объекта, но для глубокого понимания требуется анализ конкретных элементов изучаемой системы.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429