Ученые в разных странах мира постоянно ищут способы улучшить качество дорожного полотна. В последние годы было озвучено немало интересных идей, но далеко не все из них удалось применить на практике. И даже испытанные в реальных условиях технологии не всегда давали желаемый результат.
Российские специалисты стараются в этом плане не отставать от зарубежных коллег. Так в 2022-м в Управлении дорог и транспорта города Липецк предложили при строительстве дорог использовать переработанный пластиковый мусор. По мнению авторов инициативы, это поможет не только улучшить качество дорожного покрытия (повысить его прочность, водостойкость и сделать более устойчивым к воздействию машинного масла и топлива), но и частично решить проблему пластиковых отходов.
Как отмечалось, благодаря добавлению в битум измельченных и расплавленных остатков пакетов, бутылок и упаковок, срок эксплуатации дорожного покрытия увеличится в два раза. К тому же применение данного метода позволит снизить затраты на производство асфальта. Правда, для полноценной реализации этой задумки потребуется отработать механизмы по сбору и сортировке пластикового мусора.
Как рассказал в комментарии нашему каналу основатель ГК GeoSM (Москва), одного из крупнейших производителей геосинтетических материалов в России, Вячеслав Некоркин, пластиковые бутылки добавляли в дороги еще при СССР, примерно с середины XX в. Правда, в виде геотекстиля (дорнита) — рулонного геосинтетического материала.
«Сырьем для его производства являются гранулы полиэтилена и полиэфира, 90% которых в России — это результат переработки пластика, образующегося из отходов человеческой жизнедеятельности, — отмечает Некоркин. — Такие гранулы на специальном оборудовании переплавляются в нити, спутываются между собой определенным образом и дополнительно термоскрепляются на последнем этапе производства».
Эксперт подчеркивает, что полученное нетканое полотно обладает отличной устойчивостью к механическим воздействиям. Его укладывают между слоями дорожного пирога для равномерного распределения нагрузки на покрытие и эффективного отвода излишней влаги. Применение геотекстиля, по словам основателя ГК GeoSM,позволяет сэкономить до 25% насыпных стройматериалов, сократить до 45% капиталовложений в проект и при этом в три раза увеличить межремонтные периоды готовой дороги.
Что касается схожих технологий, то несколько лет назад в Австралии предложили добавлять в дорожное покрытие резиновую крошку, образующуюся в результате переработки автомобильных шин (эту идею озвучивали и в России). Такой подход, как уверяли, позволил бы защитить дорожное покрытие от негативного влияния ультрафиолетовых лучей.
В 2020 году новосибирские ученые задумались о том, чтобы добавлять к асфальту высокомолекулярный полиэтилен, также образующийся в результате переработки уже использованного материала. Внедрение данной технологии, как отмечалось, помогло бы создать по-настоящему прочное и износостойкое дорожное покрытие.
Однако, опыты австралийцев не увенчались успехом: дорожное полотно с резиновой крошкой, действительно, получило дополнительную защиту от ультрафиолета, но при этом значительно снизилась его механическая прочность. Опыт же специалистов из Сибири, судя по всему, еще не начался. Как заметил Вячеслав Некоркин, связано это с особенной инертностью в области дорожного строительства в России.