А что это за задачи такие?
Это особый тип олимпиадных задач (нередко есть и в школьных учебниках - в рубриках "Это интересно", "Задачи повышенной сложности" и т.п.). Важное отличие от задач "на знания" - такие задачи не требуют практически никаких знаний, кроме самых простейших, на уровне начальной школы.
⠀
Вот вам пример задачи "на озарение".
⠀
👉 Маша получила от Вовочки коротенькую sms-ку, ничего не ответила, а при встрече напустилась на друга:
— Что ты мне написал?! Подумаешь, <…> — тоже мне, невидаль посреди зимы!
— Да это я тебя поздравить хотел, — смущённо оправдывался Вовочка, — а этот дурацкий телефон опять всё исправил, то есть испортил…
Ответьте точно: что написал Вовочка и что получила Маша?
⠀
Задача ☝️ из журнала "Квантик" (конкурс по русскому языку).
В этом конкурсе с равным успехом участвуют и побеждают как старшеклассники и студенты, так и ученики начальной школы. А вот взрослые - редко 🤷♀️. И не только потому, что журнал детский. У взрослых часто эта самая "мышца", которая для таких задачек предназначена, не просто "не прокачана", а совсем атрофировалась.
⠀
Мы слишком ❗️ полагаемся на знания и совсем не приучены думать там, где знаний не хватает, где нужно вот это самое... "💥 Эврика!" - когда яблоко на голову упало.
И если с олимпиадными заданиями и заданиями повышенной сложности все более-менее понятно: даем информацию и учим ее использовать при решении задач..., то как научить вот ЭТОМУ? Как "прокачать" навык решения задачек "на озарение", если "не озаряет"?
А ведь это и есть то самое творчество, которое поставлено на твердое основание науки.
И ДА, ЕСТЬ способы научить 👍 решать именно творческие, изобретательские задачи. МОЖНО НАУЧИТЬ думать, опираясь все на те же ЗНАНИЯ, но интерпретируя их особым образом.
И не просто научить. Натренировать 🏋️♀️. Потому что любой навык при использовании оттачивается. А если не использовать - угасает.
😱😁 Хотите узнать, как я решила задачу про Вовочку? Не просто ответ, а КАК Я ДУМАЛА 🧠, чтобы ее решить? Набираем 10 ЛАЙКОВ 😍 - открою секрет.