Эта статья о моем отце, Народном Художнике Алексее Зеля, была опубликована в областной газете во время проведения выставки стекла в Волгоградском художественном музее в 1998 году.
Руки художника… какие они? На встречах со зрителями к отцу часто обращались с просьбой – «покажите ваши руки!». Людям не верилось, что мужчина способен делать такие тонкие, можно сказать ювелирные, композиции из стекла. Почти невидимые паутинки и звенящие от малейшей вибрации колоски, лапки паучков, усики бабочек, кактусы и колючки ежиков – от их невесомой прозрачной хрупкости замирало сердце.
Кажется, для такой работы у мастера должны очень нежные чувствительные пальцы. Совсем не такие, какими они были у кварцедува Алексея Зеля – крупными и загрубевшими, со следами от многочисленных ожогов и порезов.
Контраст «ожидание/реальность» был настолько велик, что даже нашел отражение в прессе. Одна корреспондентка, побывавшая на встрече Алексея Зеля с журналистами, не удержалась, да так и написала, что у художника «мужицкие мастеровые лапищи».
Что ж, это правда – руки у моего отца были большие… и золотые. И куда бы он их не приложил, все у него получалось! Не только в стекле, но и в повседневной жизни он был редким умельцем. Это он унаследовал от деда по материнской линии, крепкого крестьянина-середняка с Вологодчины, жившего своим трудом, знавшего многие ремесла, в том числе скорняжное дело. Сам охотился, выделывал шкурки, ездил продавать мех на ярмарку.
Дедушка обучил Алексея владеть рабочим инструментом. Навыки, усвоенные с детства, позволили ему самостоятельно построить дом, в котором мы сейчас живем. Не только дом, но и облицовку - внутри, и снаружи – отец все сделал сам. Если в чем-то не разбирался (типа сантехники и трубопровода, камина и отопления) - покупал книги, изучал вдумчиво, советовался со специалистами. Его любимая присказка в таких случаях: «глаза боятся, а руки делают».
Так что фразу про «мужицкие мастеровые лапищи» - принимаем за комплимент. Ниже предлагаю вам прочитать всю статью Людмилы Чертковой. На мой взгляд, получилось хорошо, правда я не поняла что за «бесхозяйственность» происходила на МЭЛЗе, наверное, корреспондентка что-то не уловила из рассказа отца.
=====
СТЕКЛО АЛЕКСЕЯ ЗЕЛЯ: ОЧЕВИДНОЕ – НЕВЕРОЯТНО… КРАСИВО!
Я прихожу на пресс-конференцию Алексея Зеля, чья выставка художественного стекла открывается в выставочном зале музея изобразительных искусств. Мастер беседует с журналистами, оживленно жестикулируя.
Его руки – ничуть не тонкие пальцы художника, а мужицкие мастеровые лапищи – скользят в воздухе, словно бы выхватывая из них форму будущей скульптуры. Взгляд такой, будто он видит дальше всех нас.
Он рассказывает, как начало трудовую деятельность рабочим на ЗИЛе, три года служил в армии, работал лаборантом в институте биохимии; как проучившись три года на биофаке МГУ, пошел работать стеклодувом на электроламповый завод.
Собственно, там и началась творческая работа Алексея Зеля. И все от бесхозяйственности. В свободное от выдувания ламп время начал выдувать фигурки из стекла. Тут и пошло-поехало, и закружилось… Зеля принимал участие во многих республиканских и всесоюзных выставках, где многократно получал звание лауреата.
В 1988 году за выставку на ВДНХ СССР был награжден золотой медалью. С большим успехом прошло несколько персональных выставок в Москве, Ленинграде, Калинине и городах Украины. В 1989 году работы художника выставлялись в Государственном Эрмитаже, а в 1993 году – в Белом Доме (в «Доме Правительства» - прим. Анны Зеля)
Алексей Зеля работает с кварцевым стеклом. Оно не имеет щелочных примесей и поэтому не стареет, как силикатное, но требует для себя температуры в 2000 градусов, чтобы превратиться в произведение искусства.
С тех пор, как мастер лишился мастерской из-за бешеной арендной платы, которую не в состоянии был платить, он работает на своей даче, переделанной под мастерскою. В огороде у него лежат здоровые глыбы кварцевого стекла.
В наш город он привез около полусотни своих произведений. И когда смотришь на его скульптуры, невольно вспоминаешь руки мастера, и одно с другим не вяжется. Но потому Алексей Зеля и мастер, что умеет починить себе рабочий материал.
За 20 с лишним лет работы с художественным стеклом им создана большая коллекция, вызывающая изумленное восхищение зрителей. Сам Алексей без ложной скромности соглашается со специалистами, признающими его технику уникальной, и негромко, но с достоинством сознается, что таких мастеров, как он, в мире больше нет.
Не вызывает ни малейшего сомнения, что Алексей Олегович вошел в расцвет своего мастерства, и так хочется ему пожелать еще долгие годы дарить миру стеклянные плоды своего вдохновения. И не разбивать их.
Людмила Черткова, газета Волгоградской молодёжи
- 1998 год -
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!