Найти тему

Старинное сибирское село начиналось с 10 дворов

Оглавление

На огромной карте нашей страны есть одна небольшая точка, старинное сибирское село – Унер.

Унер: начало

За многие годы жители сибирского села Унер прочно вписали его название в историю Саянского района, Красноярского края и страны в целом.

Основано оно примерно в 1859 году. Чуть раньше на территории Енисейской губернии был образован Агинский район. В его состав со временем вошла и Унерская волость, а центром стало с. Агинское. По архивным данным, на тот момент в Унере было 10 дворов, где жили сибиряки-старожилы.

В 1902 году в селе построили церковь с одним престолом в честь святых Косьмы и Дамиана. В церковных источниках удалось найти такую запись:

«Косьмо-Дамиановский приход открыт в 1909 году, выделился из прихода Агинского. Свое название приходское село получило от речки Унера, на берегу которой оно расположено. Местность степная, покрытая кое-где березняком, сухая и совершенно здоровая. Село находится от Красноярска в 214 верстах, от Канска – в 137 верстах, от Троицко-Заозерновской станции железной дороги – в 62 верстах, от почтового отделения волостного правления и врачебного пункта, находящихся в селе Агинском – в 20 верстах. Деревень в приходе четыре: Папикова в 5 верстах, Нижний Агашул – 8 верст, Верхний Агашул – 6 верст и Богословская – 8 верст. Пути сообщения между ними удобны. Церковь в приходе одна, деревянная. Церковная летопись ведется при храме с 1909 года; церковная библиотека состоит из 36 книг творений Святаго Отца. В приходе имеется церковно-приходская школа в с. Унер. Помещается она в собственном здании, обставлена в хозяйственном отношении вполне удовлетворительно, учащихся в ней до 75 человек при законоучителе и двух учителях. С октября 1914 года в деревне Папиковой открыта одноклассная министерская школа, помещающаяся на наемной квартире. С 1914 года в приходе открыто Церковно-приходское Попечительство. Штатный причт в приходе состоит из священника и псаломщика, получающих от казны жалованья 400 р. в год, ржаного хлеба получают от прихода – священник 240 пудов и псаломщик 84 пуда в год, жалованья от прихожан не положено; доходов за требоисправление приходится на причт в среднем до 1200 руб. в год. Для священника и псаломщика имеются казенные дома, вполне удобные. У церкви никаких земельных наделов нет. Капиталов у причта нет, а церковь имеет 1022 рублей 77 копеек. Население Унерского прихода состоит из 1497 душ мужского пола и 1496 душ женского пола, исключая 10 дворов сибиряков-старожилов. Все остальное население Унерского прихода состоит из переселенцев из губерний Тульской (большинство), Витебской, Полтавской, Тамбовской и Каменец-Подольской. Кроме землепашества, жители прихода благодаря сравнительной близости тайги (60-80 верст) занимаются добычей кедровых орехов».

Церковь в с. Унер, фото конца 40-х годов
Церковь в с. Унер, фото конца 40-х годов

Власть советов

В начале XX века заметно возрастает приток политических ссыльных в село. В волость были высланы многие видные деятели РСДРП: А.П. Спунде, В.М. Сивилев, Я.М. Чистов и др. Не без их влияния среди населения распространяется агитационная литература, создаются местные социал-демократические кружки. Особенно чувствительными к их влиянию оказывались возвращающиеся с фронта солдаты. Недовольство войной, растущей дороговизной накаляли обстановку в деревне. В 1916 году крестьяне подняли бунт, власти вынуждены были вызвать воинскую команду из Канска.

В этих условиях весть о свержении самодержавия в Петрограде была воспринята с энтузиазмом. На сельском сходе крестьяне принимали постановление об отказе от уплаты податей и исполнения повинностей, стали создаваться волостные советы. Однако и победа советской власти не умиротворила деревню, а еще больше расколола ее.

Беднота поддержала первые мероприятия советов, направленные на перераспределение земли, введение твердых цен на хлеб, тогда как зажиточная часть враждебно встретила их. В связи с этим крестьянство не поддержало призыв Канского объединенного совета о формировании боевых отрядов в помощь Красной Армии для отпора чешских мятежников летом 1918 года. В это время в с. Унер, как и других населенных пунктах, возникает дружина для отпора карательным белогвардейским отрядам и комиссарам. В Унерской волости ее возглавлял А. Марченко.

Не менее яркой, как пламя была жизнь И.В. Гарая. В конце 1918 года он был одним из организаторов партизанского движения. Избран начальником штаба. 32 унерца ушли 6 января 1919 года в партизанскую армию Александра Диомидовича Кравченко. Но И.В. Гарай был оставлен для подпольной работы в селе. Вскоре он был зверски убит. Тело И.В. Гарая обнаружили весной, когда растаял снег. На его теле и голове было больше 10 ран. Партизаны и местные жители с большими почестями похоронили его в селе Переясловка Рыбинской волости.

Боевые штабы состояли в основном из бывших политических ссыльных и фронтовиков. Свое вступление на путь борьбы с контрреволюцией житель Унера С.Ф. Белоконь объясняет так:

«Вернулся я домой с румынского фронта с солдатским вещмешком и двумя гранатами за пазухой. Настроение приподнятое и радостное – остался жив. В прошлое ушли ужасы артиллерийского обстрела, свист пуль, рукопашные схватки, болезни, ранения и смерть боевых друзей. У себя дома, в Сибири, застал Советскую власть, а в мыслях было одно: хватит кровь проливать, пора браться за хозяйство. Истосковались по хлеборобской работе душа и руки. Но недолго продержалась Советская власть. Летом на дорогах окрестных деревень взметнулась пыль под копытами лошадей карательных отрядов. В политике Временного Сибирского правительства и особенно Колчака я увидел возврат к прошлому, к беспросветной и унизительной нищенской жизни. Для себя решил: лучше погибну на поле брани, чем всю жизнь буду гнуть спину на кулака. Таких, как я, в Унере было много. По совету Тани Перовой, учительницы из Агашула, я и вступил в Унерский боевой штаб».

К концу зимы 1919 года произошло объединение отрядов в более крупные соединения. Ядром партизанской армии стал отряд под руководством К.А. Жестикова (по всем данным это был наш земляк К.А. Жестовский) и М.Т. Савицкого. В марте 1919 г. белые потерпели поражение от партизан в бою у реки Кунгус, в результате территория Агинской, Тальской и части Ирбейской волостей перешла под полный контроль партизан.

После освобождения территории от колчаковцев были проведены выборы в сельские Советы. В конце 1920-х годов в Унере создано коллективное хозяйство, в число которого вошло машинное товарищество «Унерскаямаслодельческая артель».

Новое время

С 1927 года началась коллективизация, появился первый трактор марки «Фордзон». Его после обучения вождению привез из Уяра Иван Васильевич Белоконь.

Принятие 5 декабря 1936 года новой Конституции Союза ССР означало поворот в политической жизни страны и дальнейшую демократизацию избирательной системы. Не вполне равные выборы в Советы стали равными, многостепенные – прямыми, открытые – закрытыми.

Впервые в 1938 году выборы в Верховный Совет РСФСР для саянцев были особыми. Секретарь райкома партии Сергей Егорович Степанов выдвигается кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР по Уярскому избирательному округу. «Его жизнь походила на жизнь многих земляков. Родился в 1907 году в селе Унер. В то время Унер был торговым селом. На каменных фундаментах строили купцы свои магазины и хоромы. Две зимы Степанов учился в школе. Пришлось бросить. Десятилетним ушел вместе с отцом на заработки на каменоломню. Степановы долбили камень для местного богача Белоконя», - пишет в своей книге Михаил Северьянов. Затем он стал первым Саянским представителем в высшем органе власти РСФСР.

Укрепление колхозов шло под общим лозунгом: «Превратим колхозы в большевистские, а колхозников – в зажиточных при реализации этого лозунга».

Рабочие колхоза в поле
Рабочие колхоза в поле

Страшное слово – война

22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, без объявления войны начала военные действия против СССР. Это была яростная попытка вооруженным путем уничтожить наше государство, поработить народы. Резкая грань отделила мирные дни от грозных.

О начале войны унерцы узнали из сообщения Совинфорбюро в полдень 22 июня. И сразу мирные заботы, которыми жили еще вчера (поездка детей на учебу в город, свадьба, покупка коровы, постройка дома), отодвинулись в какую-то другую, казалось, чужую, до нереальности далекую жизнь.

Утром 23 июня унерцы собрались на митинг. В простых бесхитростных словах выражали они возмущение и ненависть к фашистам.

Уже в первый день войны на прополку хлебов в Унере вышли все от мала до велика. В колхоз записывались те, кто до этого времени не был занят в общественном производстве. Они заняли места ушедших на фронт.

24 июня 1941 года в райвоенкомат начали поступать заявления о добровольном зачислении в Красную Армию. Те, кто уходил на фронт, завещали своим матерям и отцам, братьям и сестрам, женам и детям честным трудом приблизить час победы.

В годы Великой Отечественной войны из села на фронт ушли 310 человек, половина из них не вернулись.

Памяти павших в Великой Отечественной войне
Памяти павших в Великой Отечественной войне

Доблестный труд

Война нанесла большой урон хозяйству крестьян, и теперь основной целью стало восстановление экономики и проведение социально-культурных преобразований в деревне. В условиях, когда доля колхозной продукции, выделяемой для распределения по трудодням, невелика, не покрывает потребности колхозной семьи, когда в формировании доходов колхозной семьи большую роль играют подсобные хозяйства, сокращение последних привело к тому, что люди просились из колхоза на заработки, уезжали в город.

Большую роль в строительстве новых отношений сыграли первые коллективные хозяйства во главе с коммунистами. В нашей деревне создается мастерская по ремонту колес. Коммунисты и комсомольцы стали застрельщиками проведения субботников, открытия избы-читальни, устройства спектаклей, борьбы с неграмотностью.

Реализация решений сентябрьского Пленума ЦК партии в 1953 году началась с укрепления районных и колхозных кадров. Райком партии рекомендовал колхозникам избрать председателями бывших фронтовиков. В Унерский колхоз был рекомендован бывший секретарь райкома Петр Михайлович Тюрин. С его именем связана целая полоса в развитии колхоза 50-х, начала 60-х годов, полоса развернутого капитального строительства и освоения целинных земель. На его груди рядом с боевыми наградами появились награды за самоотверженный труд. «П.М. Тюрин за успешную работу в Унерском колхозе, а позже совхозе был награжден в 1957 году орденом Ленина, медалями «За освоение целинных земель» и «Участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки», в 1971 году – орденом «Знак Почета», позже – медалью «За доблестный труд», - пишется в том же источнике.

60-е годы стали периодом реорганизации и нового укрупнения хозяйств. Произошло объединение колхозов в Межовский совхоз. Через два года из него создали два совхоза – Межовский «Колос» и Унерский «Восход». Колхозник той поры был бережливым, заботливым, расчетливым, хозяйственным, умелым. У большинства из земледельцев на первом месте стояла забота о благополучии и процветании своей Отчизны.

Со временем животноводство и растениеводство в совхозе «Восход» развивалось большими темпами. В 1980-годах в хозяйстве было 5 коровников, оборудованный молокоприемный пункт, куда с баз поступало молоко, там оно очищалось и охлаждалось. В молочных танках-охладителях могло храниться до 3-х суток.

Зерновыми культурами засеивали площади около 6,5 тыс. га. Урожай собирали примерно 20 ц/га. Картофелем засаживалось 100 га земли. Еще сеяли турнепс на корм скоту.

Также в совхозе была своя пилорама. Самостоятельно заготавливали около 5,5 тыс.куб. леса, строили дома. В каждом отделении были зерносклады и сушилки. Урожай зерновых не успевали просушивать своими силами. Заключали договоры с Агинским и Унерским хлебоприемным предприятием, возили на просушку прямо с полей.

Хозяйство было укомплектовано специалистами, трактористами и механизаторами, доярками и телятницами, водителями и строителями, разнорабочими. Всего в 90-х годах в ЗАО «Восход» работало более 350 человек.

На животноводческой ферме существовал «красный уголок», где проводились различные совещания, обучающие занятия с животноводами, по итогам которых работникам животноводства присваивалась классность.

Работники культуры посещали животноводов с агитбригадами, выпускали «молнии».

В связи с происходящими реформами в сельском хозяйстве на смену совхозам пришли фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, сельхозкооперативы.

Село живет и сегодня. Каждый любит то место, где он родился.

Немного об истории Унерского поселения

Статья подготовлена Галиной Вшивцевой по материалам книг о Саянском районе Михаила Северьянова, воспоминаниям старожилов