Депутаты Госдумы предложили ввести норму, согласно которой наценка на услуги такси в плохую погоду не должна превышать 20 процентов от стоимости в обычных условиях. Сейчас, по мнению парламентариев, поездки и так регулярно дорожают из-за увеличения затрат на обслуживание машин и роста расходов перевозчиков, а погодные условия уже учтены в ценах агрегаторов.
- Следуя такой логике агрегаторов, получается, что повышенная тарификация вынуждает водителей выходить на работу, возить людей, а не сидеть в теплом помещении в ожидании лучшей погоды. Надо принять решение о том, что повышение стоимости 20 процентов - предел, иначе постоянно можно ссылаться на чье-то желание, на высокий трафик и повышенный расход топлива - эти объяснения служат в данной ситуации лишь поводом для проведения анализа экономической обоснованности повышения цен, - заявил Алексей Говырин, депутат Госдумы.
DVHAB обратился к одному из федеральных агрегаторов такси с просьбой прокомментировать, как инициатива может отразиться на отрасли. По словам представителей сервиса, высказывания депутатов были вызваны в первую очередь особенностями рынка такси в Москве, потому что предложение услуги в столице административно ограничено количеством автомобилей в таксопарках.
- Подработчики на личных автомобилях там искоренены как класс. Поэтому в периоды высокой нагрузки предложение не может увеличиться, и часть спроса просто отсекается за счет кратного повышения цены. Так, в непогоду и другие неблагоприятные периоды стоимость поездок в Москве может вырасти до шести раз. Для сравнения: в регионах на пиках спроса она обычно увеличивается в пределах 20 - 30 процентов, и это нормальный уровень, - рассказали в службе заказов такси «Максим».
В целом же цена поездки определяется балансом спроса и предложения. Также на ситуацию могут влиять дорожные и погодные условия, меняющие себестоимость перевозки, а также сезонные факторы и конкуренция.
- Механизм спроса и предложения — универсальный и объективный инструмент ценообразования. А фиксация цен, их госрегулирование, любое принудительное занижение или завышение стоимости приведет к тому, что поездка просто не состоится, - отметили в компании-агрегаторе такси.
Кроме того, изменение цены в непогоду связано не только и не столько с ажиотажным увеличением спроса. Например, климатические условия зимой — это морозы, снегопады, нечищеные дворы, гололедица. Как следствие, более медленное дорожное движение, затрудненный проезд. И это тоже влияет на цену.
- Водитель тратит больше времени и топлива на один заказ, а значит, за определенный период может выполнить меньше заявок и потому заработать меньше. Увеличение цены компенсирует ему потенциальное выпадение дохода, - объяснили в службе заказов такси «Максим».
В качестве сравнения представители агрегатора привели рабочий день в офисе. За него выплачивают фиксированную сумму, и она не меняется от внешних факторов.
- Но на работу такси внешние обстоятельства влияют непосредственно. Почему же водитель должен заработать меньше обычного, если в определенные периоды вынужден тратить больше времени на проезд к клиенту и саму поездку, больше топлива на обогрев салона, больше денег на заправку и мойку? - задались вопросом в службе заказов.
Сдерживать резкие колебания и общий рост цен на поездки, по мнению представителей отрасли, можно только за счет увеличения предложения, то есть количества перевозчиков. Других механизмов для этого нет. Однако новый закон о такси № 580, отметили в компании-агрегаторе, ведет к сокращению предложения услуги.
- Создаются административные барьеры для легализации самозанятых перевозчиков и входа на рынок новых участников. Мы об этом много говорили. Необходимо совершенствовать отраслевое законодательство, которое должно дифференцировано регулировать разные экономические модели перевозок — таксопарки (аренду авто) и самозанятых перевозчиков на личных машинах, в том числе подработчиков, - добавили в службе заказов такси «Максим».
Там отметили, что без такой дифференциации невозможно добиться легализации отрасли и удовлетворить потребность населения в перевозках по доступным ценам.
Напомним, в конце прошлого года жители краевого центра столкнулись с большим количеством проблем в сфере такси. Машины стали дольше назначаться на заказ, цены на поездки существенно выросли, дождаться автомобиля стало сложнее из-за увеличения времени подачи. Горожане направили обращение по этому поводу в правительство региона, а чиновники, в свою очередь, попросили УФАС провести проверку.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru