Забытая рукопись воспоминаний Виктора Барятинского сохранилась в Риме, где князь, родившийся и много времени проживший в Курской губернии, провёл последние 12 лет жизни. Они легли в основу книги «Из Курска в Рим», изданной скромным тиражом 500 экземпляров. Издание приурочено к 200-летию со дня его рождения и 120-летию со дня кончины Виктора Ивановича. Публикатором рукописи и научным редактором книги является кандидат исторических наук, гид-переводчик Валентина Олейникова из Курска. Уникальное издание она подготовила совместно с кандидатом исторических наук Михаилом Талалаем.
Валентина Олейникова давно изучает историю знаменитого рода, принадлежащего к Рюриковичам. Не раз встречалась с потомками князей, проживающими в Италии и Германии, опубликовала несколько книг и статей об истории Барятинских, неоднократно рассказывала курянам о судьбе Леониллы Витгенштейн, сестры Виктора Ивановича.
– Так случилось, что после смерти князя Виктора Барятинского в 1904 году его воспоминания, килограммы рукописных листов, оказались у его невестки Софьи Кохановой. Сын Виктор Викторович скончался по болезни довольно рано. Потом мемуары князя Барятинского перешли семье Волконских. Их хранила Елена Вадимовна, внучка Петра Столыпина и праправнучка декабриста Волконского. И моей коллеге Ванде Гасперович удалось ксерокопировать рукописи. Ванда – русская полячка, преподаватель университета Ла Сапьенца в Риме, много лет возглавляла римское общество дружбы «Россия – Италия». Эти ксерокопии мне пересылали, и я с ними работала. А сами аутентичные листы до сих пор хранятся в Италии, – рассказала Валентина Олейникова.
Процесс подготовки рукописи к публикации занял два года. Расшифровать удалось, увы, не все записи. Вставки на французском не вошли в книгу – нужен хороший переводчик, который к тому же сможет разобрать почерк. Валентина Петровна надеется, что будет второе издание и оно выйдет уже дополненным.
Мемуары князя Барятинского – важный источник информации для тех, кто хочет лучше знать историю и прошлое своего края, ведь много страниц в них отведено именно курским периодам жизни Виктора Ивановича. Покинув Марьино 7-летним мальчиком, он вернулся на родину уже в зрелом возрасте – после участия в военной кампании. Здесь появились на свет и выросли все его пятеро детей. Село Ивановское Рыльского уезда, усадьба Марьино, села Нижние Деревеньки Льговского уезда и Груновка Суджанского – в книге много описаний этих мест, связанных с именем Виктора Барятинского.
Детство в Марьино:флотилия за окном и не дающие уснуть соловьи
Виктор Барятинский родился в имении Марьино под Рыльском. Младший сын Ивана Ивановича Барятинского, основателя усадьбы, которая до сих пор является жемчужиной Курского края. Морской офицер, участник Крымской войны и обороны Севастополя, художник, меценат, археолог, библиофил – это далеко не все ипостаси этой многогранной личности. Это по его зарисовкам с натуры художник Айвазовский написал две свои картины, посвященные Синопскому бою.
Виктору было всего два года, когда не стало отца. Иван Иванович скончался скоропостижно от подагры в возрасте 52 лет. Его супруга Мария Фёдоровна Барятинская, урождённая графиня Мария Вильгельмина Луиза фон Келлер, осталась одна с семью детьми. Замуж она больше не вышла.
До семи лет Виктор рос в Марьино, потом семья переехала в Москву. Несмотря на то, что младший Барятинский был ещё совсем ребенком, в своих воспоминаниях он хорошо сохранил этот период: «Воспоминания самого раннего моего детства начинаются приблизительно с 1827 года, быть может, с 1826 года. Мои родители жили в деревне. Сколько мне было известно, безвыездно зиму и лето: с 1818-го или 1919 года в Ивановском, в только что оконченном дворце, называемом по матушке «Марьино». В нём я родился и оставался до 1830 года, то есть до 7-летнего возраста».
Мемуарист описывает вид из окон его детской: статуи – копии знаменитых произведений древней культуры, в том числе лошади, копии находящихся в Риме на площади напротив Квиринальского дворца, бюсты римских императоров, добавляя, что немалая часть их была с отломанными носами, озеро, вырытое на территории усадьбы и «стоившее отцу немало трудов и денег», где на якоре была целая флотилия разных судов. Сейчас мы называем этот водоем прудом.
«...Посередине большая барка, выкрашенная белою краскою с позолотой, на задней части которой на палубе была нарядно убранная рубка, где под крышей могло помещаться большое общество. Барка называлась «La Dame du Lac» («Леди Озера», франц., – ред.) и когда на ней катались, то гребли двенадцать матросов в белых куртках и штанах с красными кушаками, в клеенчатых высоких шляпах с пером. Другие лодки были вооружены наподобие бриги с двумя мачтами, и на них можно было ходить под веслами или парусами. «La Dame du Lac» была привезена из Петербурга, и про ее путешествие до Ивановского рассказывали разные чудеса, вроде того, как должны были ломать в деревнях ворота, строить мосты, чтобы ее провезти. По обе стороны места, занимаемого флотилией, было два небольших острова: на одном была готическая церковь с колокольней, выстроенная для моей матери. На другом – круглый с колоннами и крышею довольно тяжелого вида, выкрашенною зеленою краскою, храм, сквозной, служащий павильоном. Оба острова были покрыты густой растительностью. Вокруг острова тянулся огромный парк, весь засеянный моим отцом, с группами деревьев и одинокими деревьями, расположенными с большим искусством и вкусом».
Здесь следует пояснить, что мать Виктора Ивановича была лютеранкой и для нее на озере была сооружена небольшая кирха. Как отмечают местные краеведы, до 1895 года она оставалась единственной лютеранской церковью на территории Курского края.
« Весною и часть лета соловьи, по вечерам и целые ночи, оглашали воздух своим неумолкаемым пением Их было такое множество, что иногда они не давали спать», – делится воспоминаниями детства в Марьино князь.
Оранжереяс апельсинами из Италии и амуры с крыльями
Описывает он и семейные праздники в курской усадьбе: «В именины моей матери, 22 июля, музыка гремела с самого утра, съезжалось множество народа, соседей-помещиков. Во время обеда палили из медных пушек, стоявших над берегом озера и доставшихся, не знаю, каким образом, в собственность моему отцу. Я еще помню, что в этот день на обеденном столе была пирамида из сотен ананасов. Бывало, катались в экипажах по парку и полям или по озеру на «La Dame du Lac» и лодках, разукрашенных флагами. Вечером же бывали иллюминации и фейерверки Марьинский оркестр был сформирован моим отцом, который страстно любил музыку и даже сам сочинял. Оркестр состоял из 40 или 50 музыкантов под управлением капельмейстера поляка Островского Я помню до сих пор фамилии некоторых музыкантов. Скрипачи были Дрыгин, Чемодуров, Токарев и другие. На фаготе играл Колтунов (отец моего управляющего Коломойского), на контрабасе играл Мыльников »
В Марьино два раза в неделю давали концерты в большой ротонде. Это были музыкальные номера и различные театрализованные постановки, в которых участвовали члены семьи и соседи-помещики с женами. Кроме русского, был французский репертуар. Актерами французской труппы были живущие в доме иностранцы, гувернеры, фабриканты и прочие.
В большие праздники или по случаю принятия важных гостей давали балы. «Один из них остался особенно для меня памятным. Я и мой брат Анатолий изображали амуров с крыльями и луками в руках, в костюмах бога любви. Мы стояли на двух пьедесталах по обе стороны прохода, ведущего из ротонды в большую столовую. Я помню также, что я был очень недоволен, утомлен и всё просил, чтобы меня сняли. Меня с братом Анатолием выучили танцевать русский танец. Анатолий, который был двумя годами старше, был одет мужчиной, я же – девушкой в сарафане и женском головном уборе. Анатолий, подбоченившись, держа шапку в руке, должен был меня манить к себе. Я же, отмахиваясь и отворачивая голову, должен был от него удаляться и пятиться назад. Я помню, что этого представления вообще не любил и был не в духе. Общество и окружавшие нас, наслаждаясь зрелищем, громко смеялись и хлопали в ладони, но чем больше смеялись, тем более я был недоволен и часто заливался слезами, что, без сомнения, увеличивало веселое расположение зрителей. Меня тогда уносили из залы в третий этаж, в детскую комнату, где няня моя Алена скоро меня успокаивала и укладывала в постель».
По словам князя, из деревенских и дочерей дворовых людей была составлена швейная, руководила которой выписанная из Петербурга или Москвы женщина. «Эти девицы производили, как говорили, работы замечательные, вроде кружев и разного вышивания, и впоследствии, кажется, одновременно с оркестром, были упразднены, но зато эти девушки, большей частью сироты, выучились полезному ремеслу, получив через это средство добывать себе пропитание».
Автор мемуаров вспоминает, что среди живших в доме крепостных было много всякого рода мастеровых, обучавшихся в столицах: мраморщики, переплетчики, портные, слесари. «Мраморщики починяли древние статуи и приставляли носы римским императорам, через что страдало, может быть, иногда сходство с оригиналами. Кучеров было множество, лошадей на конюшне около 50 или 60, и экипажей тоже большое число, между прочим, парадные кареты прежних времен, довольно уродливые, на высоких рессорах, и я помню линейку огромную (старинный конный пассажирский экипаж, – ред.) с крышею и занавесками чуть ли не на 16 человек».
В имении были оранжереи и теплицы, где росли в том числе цитрусовые. «Оранжереи и теплицы были огромные. Было изобилие растений и фруктов. Привезенные из Италии с большим трудом и расходом апельсины и лимонные деревья – 12 штук, достигшие уж очень высокого роста, выносимые летом в больших кадках на террасы. Ими гордился покойный мой отец, и они долго существовали, но раз в 1850-х годах их оставили до первых чисел сентября на открытом воздухе, и все они погибли от наступившего внезапно мороза».
В следующем номере мы расскажем, откуда в Марьино появились привидения, как на озере проходили морские сражения и как в княжеской усадьбе отмечали Новый год.
Анна КОРШУНОВА, фото предоставлено Валентиной Олейниковой, из архива Бориса Воровича
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1532/new/019004/.
Архив статей газеты ~ № 9 (1532) 27 февраля ~ 2024 год.