Найти тему
Друг для друга Курск

Князь Виктор Барятинский: воспоминания о курском детстве, найденные в Риме

Оглавление

Забытая рукопись воспоминаний Виктора Барятинского сохранилась в Риме, где князь, родившийся и много времени проживший в Курской губернии, провёл последние 12 лет жизни. Они легли в основу книги «Из Курска в Рим», изданной скромным тиражом 500 экземпляров. Издание приурочено к 200-летию со дня его рождения и 120-летию со дня кончины Виктора Ивановича. Публикатором рукописи и научным редактором книги является кандидат исторических наук, гид-переводчик Валентина Олейникова из Курска. Уникальное издание она подготовила совместно с кандидатом исторических наук Михаилом Талалаем.

   Князь Виктор Иванович Барятинский в молодости
Князь Виктор Иванович Барятинский в молодости

Валентина Олейникова давно изучает историю знаменитого рода, принадлежащего к Рюриковичам. Не раз встречалась с потомками князей, проживающими в Италии и Германии, опубликовала несколько книг и статей об истории Барятинских, неоднократно рассказывала курянам о судьбе Леониллы Витгенштейн, сестры Виктора Ивановича.

– Так случилось, что после смерти князя Виктора Барятинского в 1904 году его воспоминания, килограммы рукописных листов, оказались у его невестки Софьи Кохановой. Сын Виктор Викторович скончался по болезни довольно рано. Потом мемуары князя Барятинского перешли семье Волконских. Их хранила Елена Вадимовна, внучка Петра Столыпина и праправнучка декабриста Волконского. И моей коллеге Ванде Гасперович удалось ксерокопировать рукописи. Ванда – русская полячка, преподаватель университета Ла Сапьенца в Риме, много лет возглавляла римское общество дружбы «Россия – Италия». Эти ксерокопии мне пересылали, и я с ними работала. А сами аутентичные листы до сих пор хранятся в Италии, – рассказала Валентина Олейникова.

   Княгиня Софья Коханова – хранительница рукописей князя Виктора Барятинского. Фото сделано князем Франческо Киджи, итальянским родственником Барятинских, в начале XX века
Княгиня Софья Коханова – хранительница рукописей князя Виктора Барятинского. Фото сделано князем Франческо Киджи, итальянским родственником Барятинских, в начале XX века

Процесс подготовки рукописи к публикации занял два года. Расшифровать удалось, увы, не все записи. Вставки на французском не вошли в книгу – нужен хороший переводчик, который к тому же сможет разобрать почерк. Валентина Петровна надеется, что будет второе издание и оно выйдет уже дополненным.

Мемуары князя Барятинского – важный источник информации для тех, кто хочет лучше знать историю и прошлое своего края, ведь много страниц в них отведено именно курским периодам жизни Виктора Ивановича. Покинув Марьино 7-летним мальчиком, он вернулся на родину уже в зрелом возрасте – после участия в военной кампании. Здесь появились на свет и выросли все его пятеро детей. Село Ивановское Рыльского уезда, усадьба Марьино, села Нижние Деревеньки Льговского уезда и Груновка Суджанского – в книге много описаний этих мест, связанных с именем Виктора Барятинского.

Детство в Марьино:флотилия за окном и не дающие уснуть соловьи

Виктор Барятинский родился в имении Марьино под Рыльском. Младший сын Ивана Ивановича Барятинского, основателя усадьбы, которая до сих пор является жемчужиной Курского края. Морской офицер, участник Крымской войны и обороны Севастополя, художник, меценат, археолог, библиофил – это далеко не все ипостаси этой многогранной личности. Это по его зарисовкам с натуры художник Айвазовский написал две свои картины, посвященные Синопскому бою.

   Марьино. 1914 год
Марьино. 1914 год

Виктору было всего два года, когда не стало отца. Иван Иванович скончался скоропостижно от подагры в возрасте 52 лет. Его супруга Мария Фёдоровна Барятинская, урождённая графиня Мария Вильгельмина Луиза фон Келлер, осталась одна с семью детьми. Замуж она больше не вышла.

До семи лет Виктор рос в Марьино, потом семья переехала в Москву. Несмотря на то, что младший Барятинский был ещё совсем ребенком, в своих воспоминаниях он хорошо сохранил этот период: «Воспоминания самого раннего моего детства начинаются приблизительно с 1827 года, быть может, с 1826 года. Мои родители жили в деревне. Сколько мне было известно, безвыездно зиму и лето: с 1818-го или 1919 года в Ивановском, в только что оконченном дворце, называемом по матушке «Марьино». В нём я родился и оставался до 1830 года, то есть до 7-летнего возраста».

Мемуарист описывает вид из окон его детской: статуи – копии знаменитых произведений древней культуры, в том числе лошади, копии находящихся в Риме на площади напротив Квиринальского дворца, бюсты римских императоров, добавляя, что немалая часть их была с отломанными носами, озеро, вырытое на территории усадьбы и «стоившее отцу немало трудов и денег», где на якоре была целая флотилия разных судов. Сейчас мы называем этот водоем прудом.

«...Посередине большая барка, выкрашенная белою краскою с позолотой, на задней части которой на палубе была нарядно убранная рубка, где под крышей могло помещаться большое общество. Барка называлась «La Dame du Lac» («Леди Озера», франц., – ред.) и когда на ней катались, то гребли двенадцать матросов в белых куртках и штанах с красными кушаками, в клеенчатых высоких шляпах с пером. Другие лодки были вооружены наподобие бриги с двумя мачтами, и на них можно было ходить под веслами или парусами. «La Dame du Lac» была привезена из Петербурга, и про ее путешествие до Ивановского рассказывали разные чудеса, вроде того, как должны были ломать в деревнях ворота, строить мосты, чтобы ее провезти. По обе стороны места, занимаемого флотилией, было два небольших острова: на одном была готическая церковь с колокольней, выстроенная для моей матери. На другом – круглый с колоннами и крышею довольно тяжелого вида, выкрашенною зеленою краскою, храм, сквозной, служащий павильоном. Оба острова были покрыты густой растительностью. Вокруг острова тянулся огромный парк, весь засеянный моим отцом, с группами деревьев и одинокими деревьями, расположенными с большим искусством и вкусом».

Здесь следует пояснить, что мать Виктора Ивановича была лютеранкой и для нее на озере была сооружена небольшая кирха. Как отмечают местные краеведы, до 1895 года она оставалась единственной лютеранской церковью на территории Курского края.

«…Весною и часть лета соловьи, по вечерам и целые ночи, оглашали воздух своим неумолкаемым пением… Их было такое множество, что иногда они не давали спать», – делится воспоминаниями детства в Марьино князь.

Оранжереяс апельсинами из Италии и амуры с крыльями

Описывает он и семейные праздники в курской усадьбе: «В именины моей матери, 22 июля, музыка гремела с самого утра, съезжалось множество народа, соседей-помещиков. Во время обеда палили из медных пушек, стоявших над берегом озера и доставшихся, не знаю, каким образом, в собственность моему отцу. Я еще помню, что в этот день на обеденном столе была пирамида из сотен ананасов. Бывало, катались в экипажах по парку и полям или по озеру на «La Dame du Lac» и лодках, разукрашенных флагами. Вечером же бывали иллюминации и фейерверки… Марьинский оркестр был сформирован моим отцом, который страстно любил музыку и даже сам сочинял. Оркестр состоял из 40 или 50 музыкантов под управлением капельмейстера поляка Островского… Я помню до сих пор фамилии некоторых музыкантов. Скрипачи были Дрыгин, Чемодуров, Токарев и другие. На фаготе играл Колтунов (отец моего управляющего Коломойского), на контрабасе играл Мыльников…»

   Марьино в начале XX века
Марьино в начале XX века

В Марьино два раза в неделю давали концерты в большой ротонде. Это были музыкальные номера и различные театрализованные постановки, в которых участвовали члены семьи и соседи-помещики с женами. Кроме русского, был французский репертуар. Актерами французской труппы были живущие в доме иностранцы, гувернеры, фабриканты и прочие.

В большие праздники или по случаю принятия важных гостей давали балы. «Один из них остался особенно для меня памятным. Я и мой брат Анатолий изображали амуров с крыльями и луками в руках, в костюмах бога любви. Мы стояли на двух пьедесталах по обе стороны прохода, ведущего из ротонды в большую столовую. Я помню также, что я был очень недоволен, утомлен и всё просил, чтобы меня сняли. Меня с братом Анатолием выучили танцевать русский танец. Анатолий, который был двумя годами старше, был одет мужчиной, я же – девушкой в сарафане и женском головном уборе. Анатолий, подбоченившись, держа шапку в руке, должен был меня манить к себе. Я же, отмахиваясь и отворачивая голову, должен был от него удаляться и пятиться назад. Я помню, что этого представления вообще не любил и был не в духе. Общество и окружавшие нас, наслаждаясь зрелищем, громко смеялись и хлопали в ладони, но чем больше смеялись, тем более я был недоволен и часто заливался слезами, что, без сомнения, увеличивало веселое расположение зрителей. Меня тогда уносили из залы в третий этаж, в детскую комнату, где няня моя Алена скоро меня успокаивала и укладывала в постель».

По словам князя, из деревенских и дочерей дворовых людей была составлена швейная, руководила которой выписанная из Петербурга или Москвы женщина. «Эти девицы производили, как говорили, работы замечательные, вроде кружев и разного вышивания, и впоследствии, кажется, одновременно с оркестром, были упразднены, но зато эти девушки, большей частью сироты, выучились полезному ремеслу, получив через это средство добывать себе пропитание».

Автор мемуаров вспоминает, что среди живших в доме крепостных было много всякого рода мастеровых, обучавшихся в столицах: мраморщики, переплетчики, портные, слесари. «Мраморщики починяли древние статуи и приставляли носы римским императорам, через что страдало, может быть, иногда сходство с оригиналами. Кучеров было множество, лошадей на конюшне около 50 или 60, и экипажей тоже большое число, между прочим, парадные кареты прежних времен, довольно уродливые, на высоких рессорах, и я помню линейку огромную (старинный конный пассажирский экипаж, – ред.) с крышею и занавесками чуть ли не на 16 человек».

В имении были оранжереи и теплицы, где росли в том числе цитрусовые. «Оранжереи и теплицы были огромные. Было изобилие растений и фруктов. Привезенные из Италии с большим трудом и расходом апельсины и лимонные деревья – 12 штук, достигшие уж очень высокого роста, выносимые летом в больших кадках на террасы. Ими гордился покойный мой отец, и они долго существовали, но раз в 1850-х годах их оставили до первых чисел сентября на открытом воздухе, и все они погибли от наступившего внезапно мороза».

В следующем номере мы расскажем, откуда в Марьино появились привидения, как на озере проходили морские сражения и как в княжеской усадьбе отмечали Новый год.

Анна КОРШУНОВА, фото предоставлено Валентиной Олейниковой, из архива Бориса Воровича

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1532/new/019004/.

Архив статей газеты ~ № 9 (1532) 27 февраля ~ 2024 год.