Вся советская детвора знала, кто такая Астрид Линдгрен и кто такой Карлсон, живущий на крыше. А что теперь?
Если раньше шкода и безобразник Карлсон был любимейшим персонажем популярной книжки, то почему-то нынешние дети знают о нем по большей части благодаря мультфильму, в котором Карсон говорит голосом добрейшего Василия Ливанова.
И дело не только в том, что нынешние дети больше смотрят, чем читают – мультфильмы, видео, тик-токи и ютубы зачастую заменяют им литературу. Само отношение к персонажу Карлсона как будто изменилось.
Неужели Карсон постарел?!
Надо сказать, сама Линдгрен была не в восторге от своего героя.
Первоначальная ее идея была в том, чтобы создать утешение для одиноких детей. У Карлсона были прототипы: домовичок-ниссе из сказки «Крошка Нильс Карлсон» и летающий волшебник господин Вечерин (сказочная повесть «В стране между светом и тьмой»)- он летал над Стокгольмом с мальчиком, который не мог ходить.
И в них, и в Карлсоне присутствуют черты типичной детской фантазии, «выдуманного друга» - недаром родители Малыша все время подозревают, что его приятель – выдумка. Но все же Карсон, в отличие от своих предшественников, получился у Линдгрен еще и антигероем: у него много отрицательных черт. Он обманщик, хвастун, жадина, обжора, хулиган. Конечно, все эти его недостатки проявляются по-детски очаровательно, наивно и беззлобно. Но тем не менее, они есть. На отрицательных примерах тоже можно воспитывать детей, и Линдгрен всегда это чувствовала, и все же в создании Карлсона ей часто «не хотелось сознаваться». В Швеции этого озорника не полюбили так, как в Советском Союзе (вероятно, советским детям больше, чем шведским, не хватало таких «мутных» в плане морали персонажей). А может, все дело в том, что в Швеции не было такого классного мультфильма?
Современные дети Карсона воспринимают иначе: больше замечают его недостатки, чем достоинства. Он кажется им странным и неприятным. Чаще нравится им Пеппи Длинный Чулок, которая хотя тоже озорница и нарушительница порядка, но куда более в рамках правил и однозначно добрая девочка.
У самой Линдгрен детство было исключительно счастливым и радостным – благодаря родителям, которые очень любили друг друга и сумели создать по-настоящему теплое семейное гнездо для своих четверых детей. Свободная жизнь на природе, веселые игры с братом и тремя сестрами, помощь родителям в работе на ферме – все это сформировало характер и воззрения Астрид. Самостоятельная, своевольная, сильная талантливая натура – такой она была всю жизнь, и в своем творчестве видела призвание, цель которого – нести радость детям, защитить их от несчастий, боли, одиночества.
Родив в 19 лет от женатого мужчины, который был старше ее на 30 лет, Астрид была вынуждена отдать своего новорожденного сына на воспитание в чужую семью. И несколько первых лет жизни Ларса она страшно мучалась от разлуки с ним, переживала горькое чувство вины. Только выйдя замуж за Стуре Линдгрена в 1931 году она, наконец, забрала сына домой и обрела душевный покой и счастье. Одинокие дети, страдающие дети, сироты навсегда стали творческим наваждением и вдохновением писательницы – в них она видела своего сына.
В 1934 году у нее родилась дочь Карин. Все истории про Пеппи Длинный чулок Линдгрен сочинила для Карин, когда та тяжело и долго болела, причем имя – Длинный Чулок придумала сама Карин.
Знакомясь с непростой историей жизни любимой писательницы моего детства и размышляя о ее творчестве, я заметила в нем, как мне кажется, довольно четкую линию, разделяющую ее произведения на два типа. Волшебство и фантазия в ее книгах сильнее всего там, где рассказывается о самом печальном детстве.
Зато самые счастливые, искрящиеся радостью книги полны реализма. В них нет выдумки – потому что это образы из собственного детства Линдгрен, как оно ей запомнилось.
В младших классах школы я обожала Карлсона и Пеппи.
Но уже в средней школе я была в восторге от «Эмиля из Леннеберги», «Мы все из Бюллербю», «На острове Сальткрока». И с годами этот восторг только растет. Вероятно, счастливое детство необходимо не только детям, но и взрослым.
Особенно, если по собственному детству ностальгировать не получается – сияющее детство из книг Линдгрена способно закрыть этот необходимый «гештальт», заврачевать раны.
Астрид Линдгрен хорошо понимала связь между страданием ребенка в детстве – и появлением злых взрослых, которые будут причинять страдания другим. Такие взрослые вырастают из детей, лишенных детства. Линдгрен боролась за то, чтобы у всех детей было счастливое детство. И она многое сделала для этого.
Если Карлсона, Пеппи и Мио дети перерастают, то счастливое детство, подаренное нам в реалистично-ностальгичных книгах Линдгрен, перерасти нельзя. Это детство не стареет. Может быть, поэтому я до сих пор очень люблю эти книги. И могу перечитывать их бесконечно.
«Эмиль из Лённеберги»
Астрид Анна Эмилия Эрикссон – будущая звезда шведской и мировой литературы - родилась в деревне Виммербю провинции Смоланд. Именно здесь, в Смоланде, на хуторе Катхульт возле Лённеберги, живет самый большой озорник и проказник из всех мальчишек Швеции. Сущее наказание для родителей – Эмиль так досаждал всей Лённеберге своими проделками, что однажды соседи скинулись и принесли родителям Эмиля кулечек денег, посоветовав отправить мальчишку в Америку.
Но родители очень любили своего мальчика и не сделали этого. И хорошо. Потому что, когда Эмиль вырос, он все-таки стал очень большим человеком – председателем местного муниципалитета. Каждый день мама Эмиля записывала, какие проказы устраивал ее сын: как из-за него семья лишилась чудесной супницы, потому что Эмилю взбрело застрять в ней головой, как Эмиль поднял свою сестренку Иду на флагшток вместо флага, как он наелся пьяной вишни вместе со своим любимым поросенком, из-за чего ему пришлось потом вступить в общество трезвости и еще, и еще, и еще много всякого.
Каждый раз, как Эмиль веселился, то есть проказничал – отец запирал его в сарае, подумать над поведением. А Эмиль думал и вырезал деревянных человечков перочинных ножом. Он вырезал их очень много. А между тем подросла и сестренка Ида. И тоже научилась бедокурить. Однажды, чтобы проверить, все ли яйца в корзинке свежие, Ида разбила о ствол груши 17 яиц! А наказали за это Эмиля – по привычке.
Но все-таки родители не захотели отправить Эмиля в Америку. «Мы любим своего малыша таким, какой он есть!» - говорили они. И не прогадали.
Серию книг об Эмиле замечательно проиллюстрировал шведский художник Бьёрн Берг. Переводы на русский есть разные – лично мне больше нравится перевод Л.Лунгиной.
Астрид Линдгрен «Мы все из Бюллербю»
0+
238 страниц
«Бюллербю» - крохотная деревня, в которой всего три усадьбы. В них живут три семьи, в которых шестеро детей, трое мальчиков и три девочки. Есть еще малышка Черстин, которая так мала, что лежит в пеленках и не может сойти за полноценную человеческую единицу.
Дети из Бюллербю живут дружно, они вместе ходят в школу в соседнюю деревню, ловят раков и водяного, устраивают праздник у майского шеста, играют в первобытных людей, ищут клад и собирают вишню… Им никогда не бывает скучно.
Астрид Линдгрен «На острове Сальткрока»
6+
238 страниц
Не особенно удачливый и совсем не богатый писатель Мелькерссон снимает дачу под названием «Столярова усадьба» на острове Сальткрока, чтобы его дети – мальчишки Никлас, Юхан, малыш Пелле, которому всего семь и их старшая сестра Малин, которой 20 проводили лето на природе. Только такой чудак и романтик, как Мелькерссон, способен был взять в аренду развалюху, даже не проверив – цела ли в доме крыша!
К счастью, на Сальткроке есть и другие люди – с руками, растущими из правильного места. Семейная пара Ниссе и Мэрта приходит на помощь городскому растяпе. А их дети – девчонки Тедди и Фредди – подружатся с Никласом и Юханом. Но самый главный помощник и друг Мелькерссонов встретит их уже не причале. Это малышка Чёрвен (что значит «колбаска»). Не смотря на возраст, Чёрвен – прирожденный командир и хозяйка острова. Сальткрока, «столярова усадьба», Чёрвен и ее огромный разумный пёс Боцман изменят жизнь Мелькерссона и его семейства. Им предстоит пережить незабываемое лето, которое сделает их счастливыми.
Лучшие иллюстрации для этой книги нарисовал советский художник Г.П.Фитингоф
Все эти книги были экранизированы, и даже не по одному разу. Произведения Линдгрен в Швеции экранизировали 17 раз.
Так что можно не только почитать, но и посмотреть всей семьей очень милые и теплые фильмы и сериалы про приключения Эмиля, детей из Бюллербю и с острова Сальткрока.
Детство не стареет.