Найти тему
Классические розы

О сакральном значении воды у римлян и понятии «Otium».

Заметка №35

Напрашивается вопрос почему Агриппа так пёкся о воде в Риме? Уделял особое внимание строительству акведуков, фонтанов, резервуаров, колодцев?

Рим был основан в заболоченной низине. Его знаменитый Форум изначально представлял собой сочащееся влагой болото, а жизнь лепилась лишь на возвышенностях. Воды было много, но она была низкого качества, неприятной на вкус.

Со временем римляне научились рыть колодцы (согласно Плинию Старшему этому их научили египтяне) и строить водопроводы. 

Римские акведуки - это неповторимое явление архитектуры и строительного искусства, техники и культуры.

Акведук Пон Дю Гар, г. Ним, Франция.
Акведук Пон Дю Гар, г. Ним, Франция.

Количества воды, которые эти сооружения доставляли в Рим, несоизмеримы с обычными масштабами древнего мира и могут быть оценены лишь при сопоставлении с данными индустриальной эпохи.

Мытищинский водопровод Москвы при своем вводе в строй в 1885 г. давал ежесуточно 43 тысячи кубических метров воды, а Рублевский к 1918 г. довел выпуск до 135 тысяч. В 1917 г. в город подавалось 170 тыс. куб. м. воды в сутки, но это был предел возможностей. Акведук Aqua Claudia с самого начала доставлял ежесуточно 191 190 кубометров, Новый Анио -196 627, объединенная их система - почти 388 тысяч и это был не предел. 

Уличный питьевой фонтан с водой из акведука Марсия. Аббревиатура S.P.Q.R - означает «Сенат и народ Рима».
Уличный питьевой фонтан с водой из акведука Марсия. Аббревиатура S.P.Q.R - означает «Сенат и народ Рима».

В начале XX в. в Петербурге на каждого жителя приходилось 200 литров воды в сутки, в середине века в Нью-Йорке - 520, в конце империи на каждого римлянина - от 600 до 900. 

«Грандиозность есть явление римского этоса, она представляла собой нечто гораздо большее, чем тоннаж, - это принцип творческого мышления". 

(Wheeler М. Roman Art and Architecture. London, Thames and Hudson, 1964) 

Это такой неоспоримый факт мировоззрения римской культуры, они не могли по другому. Всегда всё делалось с размахом. 

Мы не знаем сколько воды уходило на промышленные нужды, но около 30% шло в особняки и на хозяйство, 30% в уличные водоразборные бассейны, 40% уходило на фонтаны, амфитеатры, термы. 

Связь водного изобилия с ростом духовной культуры выражалась не только в художественном оформлении колодцев и акведуков, но и в том, что вода для римлян была необходимым элементом особого ценностного состояния, которое они обозначали непереводимым словом «otium».

Вилла Адриана, Тиволи.
Вилла Адриана, Тиволи.

В этом понятии соединялись для них удовлетворение выполненной жизненной задачей; отдых от дел, войны или общественных обязанностей; досуг, отданный творчеству, беседе и размышлениям; наслаждение красотой благоустроенной природы и произведений искусства. 

Атриум римской виллы всегда включал в себя сад и фонтаны с питьевой водой. В многоэтажных городских домах (инсулах) внутри двора обязательно был свой питьевой фонтан.
Атриум римской виллы всегда включал в себя сад и фонтаны с питьевой водой. В многоэтажных городских домах (инсулах) внутри двора обязательно был свой питьевой фонтан.

Этим обуславливалась популярность нимфеев - помещений с фонтаном в центре. Их было много в домах и в общественных местах. Вот здесь-то, обязательно около воды, и протекал otium римлянина. Здесь велись дружеские беседы, устраивались обеды, под аккомпанемент музыкантов, читали стихи.

Генрих Семирадский. У фонтана. Римская идиллия. Национальный музей Варшавы, Польша.
Генрих Семирадский. У фонтана. Римская идиллия. Национальный музей Варшавы, Польша.

Материалы:

  • Кнабе Георгий Степанович. «Древний Рим — история и повседневность», издательство «Искусство», 1986 г.
  • Wheeler М. Roman Art and Architecture. London, Thames and Hudson, 1964 г.