Найти тему
Классические розы

Инструкция по строительству империй.

Заметка №34

Кого чаще других римских полководцев и государственных деятелей копировали европейские и русские монархии, если они задавались целью построить великую державу и укрепить свой трон? 

Только его - Марка Випсания Агриппу, талантливого организатора, преданного друга Августа, обладателя голубого вексиллума за победу при мысе Акций, трижды отказавшегося от триумфа, само воплощение римской ответственности, деятельности и скромности. 

Марк Випсаний Агриппа, бюст из музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.
Марк Випсаний Агриппа, бюст из музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

Октавиана Августа тоже копировали, но мы помним, что свита делает короля. Поэтому речь пойдёт о его первом сподвижнике и друге. 

Агриппа, если не самый первый, кто начал мыслить масштабными проектами, то точно один из первых, кто нашёл путь к сердцу народа через строительство, буквально сложив идеологический фундамент Империи из мрамора и шума воды. 

После гражданских войн, в 30 г. до н.э. Октавиану Августу и Агриппе необходимо было заручиться поддержкой народа и убедить его, что подобное не повторится. Начинаются масштабные строительные мероприятия, которые и претворял в жизнь Марк Випсаний. Так начался «Pax Romana» - новая веха в истории римского государства. 

Начал Агриппа с необходимого: с постройки и ремонта водопроводов, городских стен, дорог, мостов, канализации, бань, с мелиорации территорий по всей Империи. Навел порядок в колониях и украсил их римской архитектурой. Например, великолепно сохранившийся Мэзон Карре в г. Ним (Франция) - это символический привет от Агриппы того времени. Его фотография ниже. 

Мэзон Карре, г.Ним, Франция. Построен по заказу Агриппы ближе к началу I в. н. э.
Мэзон Карре, г.Ним, Франция. Построен по заказу Агриппы ближе к началу I в. н. э.

Давно не ремонтированные водопроводы в самом Риме, - Аква Аппиа, Анио Ветус и Аква Марциа - были им реставрированы (33 г. до н. э.), а водопровод Аква Тепула фактически перестроен. В тот же год, в дополнение к четырем уже существовавшим акведукам, им был построен новый акведук - Аква Юлиа. В 19 году до н. э. был построен еще один новый водопровод-Аква Вирго, главным образом, для водоснабжения вновь выстроенных терм Агриппы на Марсовом Поле. Для лучшего распределения воды различных водопроводов было построено в различных районах города 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров.

Теперь вы понимаете смысл фразы о том, что Рим - это шум воды?

Один из тысячи маленьких питьевых фонтанов на улицах Рима. Они работают благодаря акведукам с Античности.
Один из тысячи маленьких питьевых фонтанов на улицах Рима. Они работают благодаря акведукам с Античности.

После насущных вещей, Агриппа принялся за городскую роскошь. Но роскошь не частную, а общественную. Все для людей. «Ненавидит римский народ роскошь у частных лиц, а пышность в общественных делах ценит»,- писал Цицерон.

В 118—120 годах н. э. Пантеон после (пожара?) был вновь воссоздан императором Адрианом с сохранением на фризе старой посвятительной надписи от имени Марка Агриппы: «М. AGRIPPA L .F. COS.TERTIVM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, построил). Первую версию Пантеона, в честь победы при мысе Акциум, Агриппа построил в 25-27 годах до н.э. на свои средства.
В 118—120 годах н. э. Пантеон после (пожара?) был вновь воссоздан императором Адрианом с сохранением на фризе старой посвятительной надписи от имени Марка Агриппы: «М. AGRIPPA L .F. COS.TERTIVM FECIT» (Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, построил). Первую версию Пантеона, в честь победы при мысе Акциум, Агриппа построил в 25-27 годах до н.э. на свои средства.

Агриппа строит небывалый, говоря современными словами, развлекательный комплекс на Марсовом поле в Риме. Там были и государственные и общественные здания. Был построен предшественник Пантеона, другие храмы, парк Агриппы с искусственными озерами и фонтанами и с бесчисленными статуями (Плиний насчитал их 300), архитектурно-парковый ансамбль «Поля Агриппы», где в портике Випсания народ мог посмотреть на мраморную карту Римской империи. Были там и термы, и театры и цирки. Даже о палатках для торговцев Октавиан и Агриппа подумали. Причём вся эта роскошь была сделана для народа. Наверное, именно в тогда у горожан появилась привычка гулять в парках, а поход в термы совмещать с культурным времяпрепровождением. 

Термы Агриппы. 19-25 год до н.э.
Термы Агриппы. 19-25 год до н.э.

Видя в архитектуре действенный способ возвышения своего авторитета и авторитета римского государства вообще, Октавиан Август придавал большое значение достойному украшению Рима, который он, по его собственным словам, «получил кирпичным, а оставил мраморным». 

Мраморная статуя Октавиана Августа, 20 г. до н.э.
Мраморная статуя Октавиана Августа, 20 г. до н.э.

Но будем честными, это удалось ему благодаря организаторским способностям своего верного сподвижника Марка Випсания Агриппы. Жаль, что про него самого известно крайне мало. Так был скромен.

Материалы:

  • Shipley F. W. Agrippa’s Building Activities in Rome. Eugene. Wipf and Stock Publishers. 2008.