Заметка №34
Кого чаще других римских полководцев и государственных деятелей копировали европейские и русские монархии, если они задавались целью построить великую державу и укрепить свой трон?
Только его - Марка Випсания Агриппу, талантливого организатора, преданного друга Августа, обладателя голубого вексиллума за победу при мысе Акций, трижды отказавшегося от триумфа, само воплощение римской ответственности, деятельности и скромности.
Октавиана Августа тоже копировали, но мы помним, что свита делает короля. Поэтому речь пойдёт о его первом сподвижнике и друге.
Агриппа, если не самый первый, кто начал мыслить масштабными проектами, то точно один из первых, кто нашёл путь к сердцу народа через строительство, буквально сложив идеологический фундамент Империи из мрамора и шума воды.
После гражданских войн, в 30 г. до н.э. Октавиану Августу и Агриппе необходимо было заручиться поддержкой народа и убедить его, что подобное не повторится. Начинаются масштабные строительные мероприятия, которые и претворял в жизнь Марк Випсаний. Так начался «Pax Romana» - новая веха в истории римского государства.
Начал Агриппа с необходимого: с постройки и ремонта водопроводов, городских стен, дорог, мостов, канализации, бань, с мелиорации территорий по всей Империи. Навел порядок в колониях и украсил их римской архитектурой. Например, великолепно сохранившийся Мэзон Карре в г. Ним (Франция) - это символический привет от Агриппы того времени. Его фотография ниже.
Давно не ремонтированные водопроводы в самом Риме, - Аква Аппиа, Анио Ветус и Аква Марциа - были им реставрированы (33 г. до н. э.), а водопровод Аква Тепула фактически перестроен. В тот же год, в дополнение к четырем уже существовавшим акведукам, им был построен новый акведук - Аква Юлиа. В 19 году до н. э. был построен еще один новый водопровод-Аква Вирго, главным образом, для водоснабжения вновь выстроенных терм Агриппы на Марсовом Поле. Для лучшего распределения воды различных водопроводов было построено в различных районах города 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров.
Теперь вы понимаете смысл фразы о том, что Рим - это шум воды?
После насущных вещей, Агриппа принялся за городскую роскошь. Но роскошь не частную, а общественную. Все для людей. «Ненавидит римский народ роскошь у частных лиц, а пышность в общественных делах ценит»,- писал Цицерон.
Агриппа строит небывалый, говоря современными словами, развлекательный комплекс на Марсовом поле в Риме. Там были и государственные и общественные здания. Был построен предшественник Пантеона, другие храмы, парк Агриппы с искусственными озерами и фонтанами и с бесчисленными статуями (Плиний насчитал их 300), архитектурно-парковый ансамбль «Поля Агриппы», где в портике Випсания народ мог посмотреть на мраморную карту Римской империи. Были там и термы, и театры и цирки. Даже о палатках для торговцев Октавиан и Агриппа подумали. Причём вся эта роскошь была сделана для народа. Наверное, именно в тогда у горожан появилась привычка гулять в парках, а поход в термы совмещать с культурным времяпрепровождением.
Видя в архитектуре действенный способ возвышения своего авторитета и авторитета римского государства вообще, Октавиан Август придавал большое значение достойному украшению Рима, который он, по его собственным словам, «получил кирпичным, а оставил мраморным».
Но будем честными, это удалось ему благодаря организаторским способностям своего верного сподвижника Марка Випсания Агриппы. Жаль, что про него самого известно крайне мало. Так был скромен.
Материалы:
- Shipley F. W. Agrippa’s Building Activities in Rome. Eugene. Wipf and Stock Publishers. 2008.