Сейчас нужно накопить как можно больше топлива для себя.
С 1 марта вывоз бензина из России будет находиться под запретом. Введённая главой российского правительства Михаилом Мишустиным ограничительная мера будет действовать на протяжении шести месяцев.
Кроме этого, увеличат биржевые продажи дизтоплива с 12,5 до 16%.
Но договоров по поставкам в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию, подписанных ранее, этот запрет не коснётся.
Противодефицитные меры
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал ForPost о том, для чего правительству понадобилось вводить данные ограничения.
По его мнению, есть несколько основных факторов, которые могут создать очередной кризис на российском топливном рынке.
Осенью 2023 года запрет на экспорт топлива Россия уже проходила, напомнил наш эксперт. Правда, тогда причиной ввода антикризисной меры стало намерение Минфина снизить летом выплаты по топливному демпферу.
Сейчас же главная цель нового запрета на экспорт бензина — это предотвращение возникновения его дефицита внутри страны, пояснил эксперт.
По словам аналитика, в этот раз запрет относится лишь к бензину. Правда, на экспорт отправляется всего 10% этого топлива. Однако где-то с середины весны рост его потребления значительно увеличивается. И если это произойдёт при существующих размерах экспорта, то в России может возникнуть очередной топливный коллапс, уверен он.
По дизельному топливу история немного другая: 50% нашего дизеля экспортируется, а вторые 50% продаются внутри страны. Увеличение же объёмов продаж насытит топливом розницу и притормозит рост цен, пояснил аналитик.
Поэтому решение властей об ограничении экспорта бензина и увеличении продажи дизеля на бирже, в общем-то, логично. Так перекроется внутренний спрос на бензин и будут сформированы необходимые запасы, уверен он.
Проблема-то в аварии?
Такое явление, как ежегодный высокий автомобильный сезон, стало развиваться после пандемийных запретов в мире и западных санкций в отношении России. Из-за них закрытыми для россиян оказались большинство международных туристических направлений.
К тому же, по словам Игоря Юшкова, совсем недавно на Нижегородском НПЗ компании «Лукойл» произошла авария. Но сейчас ситуация понемногу выравнивается.
В компании уверяют, что работа завода будет восстановлена в полном объёме к апрелю текущего года. И здесь очень важно понимать, что Нижегородский НПЗ является одним из самых крупных в России заводов по производству бензина. Он как раз и производит те 10% от общего количества бензина в стране.
Поэтому в случае гипотетической остановки завода, выпуск будет равен потреблению, что и вызовет внутрироссийский дефицит при его вывозе в страны зарубежья. И до тех пор, пока в России не будет перепроизводства бензина, его экспорт необходимо временно запретить, пояснил Юшков.
Соответственно, при условии, когда такой крупный завод не работает в полную мощность, существует риск возникновения дефицита на внутреннем топливном рынке.
Нельзя исключать
И, конечно же, нельзя недооценивать внешнюю угрозу тогда, когда соседняя Украина упорно пытается атаковать наши нефтеперерабатывающие мощности и нефтехранилища.
Правда, у них пока лишь получилось попасть по перерабатывающим мощностям. В частности, это нефтебаза в Туапсе и перерабатывающий комплекс «Новатэка» в Усть-Луге. Он перерабатывает газовый конденсат, который экспортирует за рубеж, отметил наш эксперт.
«Но тем не менее, не совсем ясно, какое сейчас производство топлива на остальных НПЗ — Минэнерго закрыло свою статистику и по производству, и по экспорту. Поэтому сложно предположить, что будет, если украинцы попадут по ещё какому-то НПЗ и Россия сократит производство топлива», — пояснил Юшков.
Поэтому запрет на экспорт бензина и разрешение увеличить объёмы продаваемого на бирже дизеля, по мнению аналитика, правительство приняло своевременно и правильно.
«Сейчас важно не просто обеспечивать внутренний рынок топливом, но и накапливать его запасы перед высоким автомобильным сезоном. Причём это стоило бы сделать даже без украинской угрозы», — заключил эксперт.
Ещё по теме: Цены на бензин и дизель стабилизируют с 1 октября — нефтяники победили