Мастер, блуждающий в трагических реалиях нового мира, шорох происходящего, ощетинившегося поднятым на дыбы бытом, лесами и стройками будущего. Отсутствием уюта и покоя, необходимого для жизни и творчества. Вокруг бездна серости и безвкусия, обнаженной борьбы всех против всех. Грубость жизненных реалий, далеких от классической немецкой философии и изысков Арт Нуво, но с остатками примет прошлого уютного мира и его смыслов.
Нельзя жить в эпоху перемен и быть свободным от ее интересов. И эти интересы впиваются в бок и требуют отвечать на их запросы. И люди обязаны служить, иначе не будет миски и «пайки». А искусство – это идеологический фронт, а не башня из слоновой кости. Все правильно. Все очень конкретно – служи за паек. «Белой акации гроздья душистые» уже навсегда в прошлом. Кто пьет, кто врет, кто торгует совестью, кто искренне верит в прекрасное будущее, все живут на одном пятачке времени и места, понимая и презирая себя и других, и служа страшному хозяину. А этот хозяин дирижирует происходящим спектаклем, получая удовольствие и энергию от мук и отчаяния обреченных на уничтожение классов и личностей, пытающихся сохранить память о прошлом.
А Мастер противопоставляет прошлое происходящему, и ему мягко показывают, что этот номер не пройдет, и прошлое в прошлом, и в подвале не спрячешься от гула эпохи.
Дьявол все понимает, но правила игры объективны. Либо ты играешь на стороне власти, либо ты жертва. Либо уходи вместе с прошлым в небытие. Дьявол рассказывает историю, и эта история продолжается и повторяется вечно, потому что законы бытия неизменны.
Г.Л.