«Имеет обостренное чувство справедливости и полное отсутствие инстинкта самосохранения» – с таким требованием обратился прокурор в суд и потребовал провести психиатрическую экспертизу экс-председателю «Мемориала» Олегу Орлову.
Орлов обвинялся в повторной дискредитации армии.
Экс-председателю «Мемориала» вменяли статью из-за поста, который он написал в фейсбуке в ноябре 2022 года. Максимальное наказание по этой статье — три года лишения свободы. Дали 2,5.
Я попытался узнать, о чем был тот пост? Выяснилось, что это перевод статьи Орлова «Они хотели фашизма, они его получили» для французского издания Mediapart, в которой он осуждает российскую агрессию. К слову, до этого суд пять раз штрафовал Олега Орлова за антивоенные пикеты, дважды — по статье КоАП о дискредитации армии.
В последнем деле прокуратура обнаружила отягчающие обстоятельства — Орлов якобы руководствовался мотивом «ненависти в отношении социальной группы «военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации».
Что это? Как это?
Интересно, что за статьи о дискредитации армии за год с лишним возбудили около 6 тысяч административных и уголовных дел, есть такая статистика в открытых источниках. Всегда ли эти люди руководствовались мотивом, таким же как у Орлова? Мне кажется, нет.
Зачастую обычный репост записи не несёт в себе действительно страшного мотива у человека. Это эмоции, желание не остаться в стороне. Это мнение.
Привлекать к уголовной ответственности за инакомыслие нельзя, это известный факт. Но я понял сегодня, что в нынешней ситуации совсем стерлась четкая красная грань, где же – просто твое мнение, а где уже дискредитация и распространение фейков?
Получается, никто не знает наверняка, нет базы. И теперь появляется «обостренное чувство справедливости», которое может быть расценено как отклонение в психике.
Разумеется, Орлова я не оправдываю и не имею оснований говорить о его невиновности, но всё же интересно, что будет дальше и нужны ли уточнения в эти новые статьи?
*«Мемориал» признан иноагентом и ликвидирован, Орлов – иноагент.
*Компания Meta, которой принадлежит Facebook, признана экстремистской и запрещена в России