Над Глазковкой, привокзальным районом Иркутска, нависает Кайская гора. Со стороны Глазковки её склон покрывает Кайская роща - участок девственной тайги посреди города. А уж что скрывают его почвы... веха доисторического мира - Глазковский некрополь с несколькими слоями находок возрастом от 3,5 до 30-35 тысяч лет, но обильнее всего - 8-9 тысяч.
Ведь и в 17-18 веках Иркутск не просто так стал столицей Восточной Сибири: Ангара и переправа через Байкал открывали путь в Забайкалье, Приамурье и весь грандиозный Китай, а усть-ордынские степи и Лена - к Якутии, Камчатке, Чукотке, Америке... Точно так же эта великая развилка была актуальна и древним племенам, то и дело уходившим на восток с Алтая. От древних стойбищ, в которых жили ещё предки индейцев, остался некрополь - один из крупнейших в мире своей эпохи, при том что большую его часть уничтожил Транссиб: хотя некрополь был известен с 1887 года, системно копать его стали только в 1920-х.
Выше культурного слоя об этом напоминает мемориальная доска Михаилу Герасимову на бревенчатом здании у подножья многоэтажных домов. Да, тому самому Герасимову, который по черепам воссоздавал лица Ивана Грозного, Ярослава Мудрого, Тамерлана и прочих героев школьного курса истории. Рождённый в 1907 году в Петербурге и буквально тогда же увезённый родителями в Иркутск, с 1928 года он копал Глазковский некрополь и тогда же нашёл прежде немыслимые в Сибири фигурки палеовенер у деревни Мальта.
Однако есть в биографии Михаила Михайловича ещё одна важная деталь - он был сыном врача, и в "методе Герасимова" соединились археология и медицина. Дом его детства не уцелел, а мемориальная доска висит на Переселенческой больнице, где работал Михаил Герасимов-старший. Теперь её занимает виварий ветинститута:
На автобусной остановке около него я вышел, чтобы посмотреть на курорт "Ангара", занимающий склон Кайской горы над Иркутом. Теоретически, тут есть источники минералки (как я понимаю - только для пациентов), а в самой глубине курортного парка скрывается довольно симпатичный заброшенный терем советских времён. Но я сразу направился к исходному зданию курорта - Медведниковской больнице (1898-1901):
Тут, вероятно, многие вспомнят, что больница с таким названием и примерно теми же датами постройки есть в Москве. Это не совпадение: иркутский купец, потомок основателей города, покорителей Аляски, староверов и донских казаков Иван Логгинович Медведников прожил долгую жизнь (1807-89), и половину её - на родине, а половину - в Москве.
Мужа пережила на 11 лет вдова Александра Ксенофонтовна, в девичестве Сибирякова, то есть представительница крупнейшей купеческой династии всей Сибири. А вот своих детей Медведниковы так и не нажили, и потому занимались благотворительностью - всю жизнь и после смерти, завещав на это дело весь свой капитал. Так и появилась в двух верстах от станции "Иркутская больница для хронических больных коммерции советника и почётного гражданина города Иркутска Ивана Логиновича Медведникова и жены его, Александры Ксенофонтовны Медведниковой".
В 1931 году на её базе был создан физико-терапевтический институт, в войну - эвакогоспиталь, а в 1955 - курорт "Ангара". Где, наверное, хорошо курс реабилитации проходить после инфарктов и инсультов, а вот к отдыху его вид совсем не располагает.
Под самым курортом течёт Иркут, река масштаба Клязьмы, по виду которой в черте города ни за что не догадаться, какие красоты Мунку-Сардыка и Тункинских гольцов в ней отражались.