Найти тему
Секреты Старого Китая

«Внутренние» и «внешние» стили, Шаолинь и Удан, или критическое исследование боевых искусств в Китае

Критические исследования боевых искусств в Китае (особенно иностранцами) были немыслимы до совсем недавнего времени. Это обусловливалось разными факторами, в том числе скудостью доступных источников, и осложнялось особенностями культурной среды как самого Китая, так и Мира Улинь. Так же это было связано с тем, что китайские мастера прошлого, как правило, не были грамотными, а те, кто был образован, создавали обычно тексты, ориентированные на узкую аудиторию, чаще всего своего клан. Это позволило возникнуть мифам Мира Улинь и способствовало распространению этих мифов в широкой народной среде. Данная ситуация кардинально изменилась лишь в конце империи Цин, и количество литературы, созданной мастерами ушу даже в предвоенные годы Китайской республики, превышает все предыдущие эпохи. Все это усложняет исследование данной темы.

При этом надо заметить, что изначально Западный метод исследования обычно подходит к боевым искусствам более научно, анализируя каждый аспект этого явления в отдельности: не только физическую и прикладную подготовку, но и воспитательные ценности и эстетические достижения, философский базис и исторические основы. Китайский метод исследования традиции ушу
по-прежнему подходит к боевым искусствам с точки зрения сохранения традиционного культурного наследия без критического осмысления, в первую очередь генезиса, сохраняя традиционный внутренний нарратив школ ушу и избегая сравнительного анализа с сохранившимся массивом независимых исторических источников. До сих пор хватает видных мастеров и популяризаторов ушу, что придерживаются т.н. "традиционной позиции", рассматривая научный подход и критический анализ как нечто низшее и дискредитирующее традиционное ушу, то, с чем нужно бороться. Никто из них не пытается проанализировать природу некоторых традиций и легенд с помощью критического подхода, чтобы отделить факты от вымысла и показать, какое влияние оказали те или иные аспекты традиционной культуры на сознание и отношение к ним простого народа.

Однако необходимо отметить, что как раз именно в Китае впервые использовали критический подход к изучению истории боевых искусств, чтобы развенчать мифы Мира Улинь. Связано это с деятельностью одного из сотрудников Центрального Института Гошу в Нанкине.

Тан Хао 唐豪 (1897-1959).
Тан Хао 唐豪 (1897-1959).

Его достижения в исследовании истории ушу до сих пор являются революционными. Ибо он начал менять общепринятый в то время традиционный - на критический подход к боевым искусствам в Китае. Но в наше время его работы забыты или пропущены теми, кто должен был бы рассматривать ушу в рамках обширного культурного явления, называемого военное дело (wuxue 武学), используя его методологию. Число исследователей на постсоветском пространстве, которые упоминали о нем и его работах, до сих пор слишком мало.

При этом на европейских языках об этом есть и книги, и статьи.
При этом на европейских языках об этом есть и книги, и статьи.

Поэтому постараемся немного исправить сложившуюся ситуацию, рассказав про эту книгу, где Тан Хао собрал результаты своих исследований двух наиболее обширных групп ТКБИ того времени - "внешних" и "внутренних" стилей ушу.

-4

В ментальности многих мастеров боевых искусств того времени Шаолинь Бодхидхармы и Удан Чжан Саньфэна были двумя столпами китайских боевых искусств, и, считалось, что почти все школы боевых искусств должны были их последователями. В следствии такого сложившегося положения в Самом Центральном Институте Гошу было только два факультета: Шаолиньский и Уданский. Однако после исследований Тан Хао это разделение упразднили, объединив их в один.

Современное переиздание работ Тан Хао, включая "Исследование о Шаолине и Удане", тайцзицюань и нэйцзяцюань.
Современное переиздание работ Тан Хао, включая "Исследование о Шаолине и Удане", тайцзицюань и нэйцзяцюань.

Считается, что Бодхидхарма (菩提达摩 Pútí dámó) прибыл в Китай в годы Северной Вэй (北魏 běiwèi, 386-535, государство в Северном Китае в эпоху Южных и Северных династий).

Ему традиционно приписываются два текста:

  • Ицзиньцзин - канон об изменении сухожилий (易筋经 Yìjīnjīng), подробно про возникновение этого комплекса читаем тут, эту историю мы уже разбирали и сегодня не будем повторяться;
  • Сисуйцзин - канон Книга омывания костного мозга 洗髓经 Xǐsuǐjīng);

Эти два текста в течении длительного времени считались связующим звеном между Бодхидхармой и методами ТКБИ, разработанными и сохранявшимися в храме Шаолинь. Однако подробный анализ упражнений показал, что они широко используются в даосской практике и никогда не встречались ни в одном буддийском тексте. Подробнее читаем тут.

Другой важный момент, заключается в что, что Чань-буддизм, как одна из важных школ китайского буддизма, наиболее важной особенностью которого является специализация на практике созерцания и отсутствие обширных текстов, передавать прямо от сердца к сердцу, чтобы увидеть природу Будды:

不立文字,教外别传,直指人心,见性成佛

Приводится вполне логичный довод:

Если признать, что Бодхидхарма является основателем Чань, то как он мог стать автором Ицзиньцзин и Сисуйцзин, если учесть, что неписьменность является правилом для этого течения буддизма? Очевидно, что это не имеет смысла.
-6

Другая фигура - даосский бессмертный Чжан Саньфэнь (张三锋 Zhāng Sānfēng), который, скорее всего, жил в начале империи Мин (1368-1644). Он исторически связан со священной горой Удан и даосизмом. Принято считать, что

Внутренние методы были переданы самим Чжан Саньфэном
内家传自张三峰 Nèijiā chuán zì Zhāng Sānfēng.

Согласно устоявшемуся мифу, он привнес в нэйцзяцюань действительно даосские концепции:

И цзин чжи дун (以静制动 Yǐ jìng zhì dòng, управление движением посредством покоя).

Однако в 1930-х годах и это убеждение было поставлено под сомнение. В июле 1930 года Тан Хао опубликовал книгу под названием "Исследование о Шаолине и Удане" (少林武當考 Shàolín wǔdāng kǎo), в которой на основе различных исторических свидетельств подробно разбирались мифы о Шаолине и Удане. Эффект в среде занимающихся был такой, что Тан Хао в результате этой работы даже подвергся нападению одного из известных учителей кулачного искусства, и даже был вынужден оставить работу в Центральном Институте в Нанкине.

Вот оцените предисловие к книге:

В настоящее время люди склонны использовать Шаолинь и Удан как вывески магазинов и предлог для привлечения клиентов. Их мотивация в основном проистекает из желания запутать и обмануть людей ради славы и прибыли.
Неудивительно, что так называемых учителей Шаолиня и Удана, больше, чем карасей в реке!

Оно актуально и в наши дни....

Тан Хао не был ботаником и обычным кабинетным работником, он изучал люхэцюань у известного шаньдунского мастера Лю Чжэньнаня ( 刘震南 Liú Zhènnán) в знаменитой Шанхайской Атлетической ассоциации Цзинъу и синъицюань у легендарного Ли Цуньи (李存义 Lǐ Сúnyì, 1847-1921), а позже изучал дзюдо в Японии. Его близким другом был Чжу Гофу, самый известный победитель Первых Всекитайских испытаний по боевым искусствам. Чжу Гофу тогда активно исследовал западные виды, изучал бокс и сават, был основным методистом в Центральном Институте Гошу, так что есть все основания полагать, что Тан Хао вполне мог расширять свои знания, обмениваясь опытом с ним. В целом, его навыки оказались вполне достаточными для самообороны. Он также стал изучать тайцзицюань, и уже позднее, январе 1932 года, вместе с Чэнь Цзымином, мастером тайцзицюань семьи Чэнь, он ездил в Чэньцзягоу, чтобы исследовать историю этой линии.
Тан Хао не был ботаником и обычным кабинетным работником, он изучал люхэцюань у известного шаньдунского мастера Лю Чжэньнаня ( 刘震南 Liú Zhènnán) в знаменитой Шанхайской Атлетической ассоциации Цзинъу и синъицюань у легендарного Ли Цуньи (李存义 Lǐ Сúnyì, 1847-1921), а позже изучал дзюдо в Японии. Его близким другом был Чжу Гофу, самый известный победитель Первых Всекитайских испытаний по боевым искусствам. Чжу Гофу тогда активно исследовал западные виды, изучал бокс и сават, был основным методистом в Центральном Институте Гошу, так что есть все основания полагать, что Тан Хао вполне мог расширять свои знания, обмениваясь опытом с ним. В целом, его навыки оказались вполне достаточными для самообороны. Он также стал изучать тайцзицюань, и уже позднее, январе 1932 года, вместе с Чэнь Цзымином, мастером тайцзицюань семьи Чэнь, он ездил в Чэньцзягоу, чтобы исследовать историю этой линии.

Мы сегодня расскажем об этой книге, но сперва немного предыстории.

Надо отметить, что подобные исследования возникли на вполне определенном основании, сформировавшимся в крайне специфическом историческом контексте, когда Китай переживал крайне драматический период политического и культурного перехода от империи к республике в начале XX века. Это означало крушение традиционного порядка и "открытие Китая" для других стран, что повлекло за собой серьезные и быстрые культурные изменения в обществе. В первую очередь - в среде образованной элиты. Китайская традиционная культура получила шок, а представители этого класса "высокой культуры" осознали простой факт: традиционная культура должна была быть пересмотрена. Столкновение с Западной культурой также породило обширную интеллектуальную дискуссию о слабых сторонах традиционного мышления и культуры, а также о том, должны ли китайцы сохранить свои традиционные ценности или усвоить новые элементы, привнесенные в страну иностранцами.

Кроме того, тогда, после Синьхайской революции 1911 года, многие представители прогрессивной интеллигенции отправились учиться за границу, где знакомились с иностранной культурой. В итоге они привезли с собой новые идеи и методологии для исследования самых разных областей знания. Их главным инструментом стал логический анализ, а не слепое следование традиции и заветам предков.

Го Сифэнь опубликовал в ноябре 1919 года первую спортивную монографию в Китае - «История китайского спорта». В этой книге он первым поднял вопрос происхождения ушу из "двух источников" - Шаолинь и Удан.
Го Сифэнь опубликовал в ноябре 1919 года первую спортивную монографию в Китае - «История китайского спорта». В этой книге он первым поднял вопрос происхождения ушу из "двух источников" - Шаолинь и Удан.

Эта атмосфера повлияла на ряд энтузиастов боевых искусств, таких как Го Сифэнь (郭希汾 Guō Хīfén,1893-1984), Сюй Чжэнь (徐震 Xú Zhèn, 1898-1967) и Тан Хао (唐豪 Táng Háo, 1897-1959), которые первыми стали изучать китайские боевые традиции, используя научный метод. Кстати, именно Сюй Чжэнь и Тан Хао, практикующие тайцзицюань, впервые подвергли традиционную историю тайцзицюань критическому анализу, чтобы найти более правдоподобные теории происхождения этого столь популярного сегодня стиля ушу.

Но сегодня мы поговорим о Тан Хао. В 1927 году он отправился
в Японию изучать юриспруденцию, а по возвращении в Китай в конце 1930 года был принят на работу в качестве руководителя отдела в
Центральный
гуошугуань
(中英国术馆 Zhōng yīngguó shù guǎn), возглавив редакционный совет.

К этому времени он уже опубликовал свою первую серьезную работу - "Исследование секретов Шаолиньского кулачного искусства" (少林拳术秘诀考证 Shàolín quánshù mìjué kǎozhèng).
К этому времени он уже опубликовал свою первую серьезную работу - "Исследование секретов Шаолиньского кулачного искусства" (少林拳术秘诀考证 Shàolín quánshù mìjué kǎozhèng).

Для выполнения поставленной задачи Тан Хао необходимо было, во-первых, найти документы и манускрипты, а также вторичные независимые и не ангажированные источники. Ему нужно было опросить многих тогдашних экспертов и, главное, оценить их достоверность. Это была нелегкая задача, если учесть, насколько тогда ревностно относились представители обществ ушу к своим письменным материалам и к передаче информации вне школы или клана.

Другим важным моментом в этом исследовании было его отношение к традиции боевых искусств. На протяжении всего своего исследования он придерживался предельно скептического настроя, выступал за научное изучение истории боевых искусств, за развитие практичных боевых искусств, отвергая фальшивые и популярные легенды и мифы.

В своем предисловии к книге "Исследование о Шаолине и Удане" он предлагает читателю задумываться о научном и разностороннем подходе при изучении ушу и не концентрироваться только на литературном материале. Он советует принимать во внимание все другие науки, чтобы получить более широкое видение ушу как предмета исследования:

При изучении истоков боевых искусств нельзя полагаться только на один вид доступных источников.

Он также первым предложил использовать социологию и антропологию для изучения генезиса боевых искусств:

Если эта работа будет основываться на таких предметах, как социология, биология и антропология, то, боюсь, изучение должно быть отнесено еще дальше в историю.

Для начала надо бы ответить на самый первый вопрос:

Почему люди начали сражаться?
Репринт первого издания книги.
Репринт первого издания книги.

В разделе о Шаолине Тан Хао приводит цитаты из древних текстов, чтобы показать, что репутация Шаолиня как "самой известной в мире школы боевых искусств" возникла не благодаря Бодхидхарме, как часто говорят и в наши дни...

Вот основные трактаты:

  • «Вэй шу» - История Вэй (魏書 wèishū), историческая хроника династий Северная Вэй (386-535) и Восточная Вэй (534-550) в Китае; составлена в 551 - 554 годах и входит в канон из двадцати четырёх Династийных хроник императорского Китая.
  • «Цзю Таншу» - Старая история Тан ( 舊唐書 jiù tángshū), история династии Тан; составлена Лю Сюем в 945 году и тоже входит в вышеупомянутый канон.
  • «Цзиньши лу» - Перепись надписей на ритуальных бронзовых сосудах и каменных стелах (金石錄 jīn shí lù). Один из первых существующих каталогов и исследовательских монографий по жертвенным сосудам, надписям на стелах и резьбе по камню в Китае. Составлен Чжао Минчэном из династии Сун, где в десяти томах зафиксированы 2000 надписей от династий Хань и Тан до династии Сун, разбитые по эпохам и с указанием года, месяца и имени автора.

Кроме того, в буддийской литературе есть биографии большинства великих и добродетельных монахов, не говоря уже о Бодхидхарме, который известен как основатель Чань-буддизма.
В таких работах, как «Жизнеописание выдающихся монахов» (高僧传 gāosēng chuán) или «Расширенная биография выдающихся монахов» (续高僧传 xù gāosēng chuán) нет ни одного слова о взаимосвязи между Бодхидхармой и боевыми искусствами монастыря Шаолинь (вот, например приводятся ещё такие хроники 洛阳伽蓝记 Luòyáng qiélán jì, , 旧唐书 jiù táng shū, 景德传灯录 jǐng dé chuándēng lù).

Современная цифровизация значительно упрощает подобные исследования. На скрине пример поиска записей по названию монастыря в трактате «Цзиньши лу».
Современная цифровизация значительно упрощает подобные исследования. На скрине пример поиска записей по названию монастыря в трактате «Цзиньши лу».

Тан Хао приводит доводы, что возвышение обители связано с другим и причём исторически подтверждаемым событием. История такая:

В 620 году, когда Ли Шимин из династии Тан напал на Лоян, Ван Жэньцзай [один из участников свержения последнего императора Суй Ян-ди ( 炀帝 Yáng dì; 569 - 618)] находился в Юаньчжоу. 13 монахов храма Шаолинь захватили Вана живым, и Ли Шимин послал Ли Аньюаня в храм Шаолинь, чтобы вручить "Извещение настоятелю храма Шаолинь". Этот инцидент впоследствии дал начало истории о том, как 13 монахов спасли основателя империи Тан.
Императорский памятник, посвященный этому событию. Расположен в десяти метрах левее главного зала храма Шаолинь, построен 15 июля 728 года. Высота памятника 3,1 метра, ширина 1,38 метра.
Императорский памятник, посвященный этому событию. Расположен в десяти метрах левее главного зала храма Шаолинь, построен 15 июля 728 года. Высота памятника 3,1 метра, ширина 1,38 метра.

При этом нет никаких записей о том, что монахи Шаолиня использовали при этом свои знаменитые шесты, как нет и записей о спасении Ли Шимина. В исторических записях на сегодняшний день вообще не найдено упоминаний о том, что во времена империй Тан и Сун монахи Шаолиня практиковали фехтование шестом.

Тан Хо также отметил, что даже признанные китайские мастера боевых искусств, такие как Чэн Цзунъю (程宗猷 Chéng Zōngyóu, 1561-1636), и Хань Муся (韓慕俠 Hán Mùxiá, 1877-1947), приписывают все популярные в то время стили фехтования шестом (например, такие как 群羊棍 qúnyánggùn, 齊眉棍 qíméigùn, 瘋魔棍 fēngmógùn), Шаолиню, что

на самом деле является выдумкой и спекуляцией фактами.

Напомним нашим читателям, что 1616 году Чэн Цзунъю, знаменитый мастер боевых искусств периода династии Мин, начнет активно популяризировать шаолиньский шест.

Сейчас он известен двумя книгами - «Разъяснение техник посоха Шаолиня» и «Навыки помимо земледелия», во второй разобраны различные другие системы оружия, включая японское кендзюцу. Чэн Цзунъю родился в уезде Сюнин в семье чиновника и поэтому получил литературное воспитание, но не военное. Однако он около десяти лет, по легенде, учился в монастыре Шаолинь, о чём потом рассказывал в некоторых своих работах.
Сейчас он известен двумя книгами - «Разъяснение техник посоха Шаолиня» и «Навыки помимо земледелия», во второй разобраны различные другие системы оружия, включая японское кендзюцу. Чэн Цзунъю родился в уезде Сюнин в семье чиновника и поэтому получил литературное воспитание, но не военное. Однако он около десяти лет, по легенде, учился в монастыре Шаолинь, о чём потом рассказывал в некоторых своих работах.

Его «Разъяснение техник посоха Шаолиня» долгое время считалось первым задокументированным объяснением шаолиньских методов, которые ранее передавались только устно. Мао Юаньи, редактор крупнейшей китайской военной энциклопедии той поры "Убэйчжи", был настолько впечатлен этой работой, что практически полностью включил ее в свой собственный трактат.

Чэн Цзунъю пишет в «Разъяснениях техник посоха Шаолиня»:

техника палки Шаолинь появилась [в XIV веке] во время восстания «Красных тюрбанов», положившего конец династии Юань.


Эта легенда повествует о том, как монах - хранитель кухонного огня обратил бунтовщиков в бегство с помощью простой палки в 1351 году, то есть сильно позже империи Тан (618-907). На изображении в шаолиньском зале стел Цзиннало-ван стоит на вершине двух горных вершин, держа горящую палку, чтобы отпугнуть Армию красных тюрбанов.

Железная статуя Цзиньнало-вана. Цзиньнало-ван - это один из постоянных защитников Дхармы храма Шаолинь (少林寺永久护法shàolínsì yǒngjiǔ hùfǎ). Это вообще широко распространённая буддийская традиция ставить на входе в монастырь Защитников Дхармы. Происходит он из Индии, от полубогов индуизма киннаров (санскр. किन्नर, букв. «небесная музыка», кит. 紧那 罗 jǐnnàluó или 乐天 lètiān).
Железная статуя Цзиньнало-вана. Цзиньнало-ван - это один из постоянных защитников Дхармы храма Шаолинь (少林寺永久护法shàolínsì yǒngjiǔ hùfǎ). Это вообще широко распространённая буддийская традиция ставить на входе в монастырь Защитников Дхармы. Происходит он из Индии, от полубогов индуизма киннаров (санскр. किन्नर, букв. «небесная музыка», кит. 紧那 罗 jǐnnàluó или 乐天 lètiān).
Павильон Цзиньнало-вана (фото 1920 г.). был разрушен во время боев в 1928 году, сейчас восстановлен.
Павильон Цзиньнало-вана (фото 1920 г.). был разрушен во время боев в 1928 году, сейчас восстановлен.

А вот с Хан Муся - ситуация интереснее.

В отличие от легендарных мастеров прошлого, он был современником Тан Хао и активно участвовал в реформах и популяризации гошу в годы Китайской республики. Он был учеником, а потом противником знаменитого мастера шаолиньцюань Чжан Чжанькуя (1867–1940) по прозвищу «Молниеносная рука» (это тоже интересная часть истории Мира Улинь). Хан Муся изучал не только шаолиньцюань и шест, но и синъицюань с багуачжан, т.к. Чжан Чжанькуй очень восхищался им и познакомил его с ещё одной легендой того времени - Ли Цуньи, который тоже стал его наставником.

Хань Муся ( 韩慕侠 Hán Mùxiá,1877-1947) родился в городе Тяньцзинь, что определило его Путь в мире боевых искусств.
Хань Муся ( 韩慕侠 Hán Mùxiá,1877-1947) родился в городе Тяньцзинь, что определило его Путь в мире боевых искусств.

В 1912 году Хан Муся основал знаменитую «Ассоциация китайских бойцов Тяньцзиня», и это событие

стало призывом к сплочению северных китайских боевых искусств.

Для понимания тесной связи Мира Улинь с государственными структурами того времени необходимо привести простой пример: с 1916 года Хан Муся обучал стилю синъицюань Чжоу Эньлая (周恩来 Zhōu Ēnlái, 1898-1976, видный деятель КПК и первый глава Госсовета КНР с момента образования государства и до своей смерти).

Хотя Чжоу Эньлай изучал синъицюань, но до нас сохранилось высказывание Чжоу Эньлая совсем о другом стиле:

Тайцзицюань - это превосходная традиционная китайская культурная традиция с богатым внутренним содержанием и философией, связанная с традиционной китайской медициной.
Изучение тайцзицюань - это хорошее упражнение для физкультуры, оно может укрепить тело, позволить защитить себя и доставить эстетическое удовольствие, также может увеличить продолжительность жизни.
Это может принести бесконечный интерес и счастье в жизнь людей.
На снимке Чжоу Эньлай (сидящий впереди слева) с учителями и учениками, практикующими синъицюань. Что важно, Чжоу Эньлай также был и начальником политотдела знаменитой Академии Вампу.
На снимке Чжоу Эньлай (сидящий впереди слева) с учителями и учениками, практикующими синъицюань. Что важно, Чжоу Эньлай также был и начальником политотдела знаменитой Академии Вампу.

Когда в 1928 году создали Центральный институт изучения боевых искусств в Нанкине, костяк этой Ассоциации из Тяньцзина во главе с Чжан Чжанькуем активно участвует в работе Института, занимая руководящие посты и работая в качестве инструкторов и преподавателей. А вот саму Ассоциацию Тяньцзина в тот год - закрыли...
Но это было потом, а в 1918 году Хан Муся вместе с Чжан Чжанкуем отправился в Пекин, где в отеле «Шесть наций» победил русского силача, что сразу попало в заголовки газет и прославило его на всю страну.
В 1927 году Чжан Сюэлян ( 张学良 Zhāng Xuéliáng, 1901-2001) по прозвищу «Молодой маршал» назначил его инструктором Тяньцзиньской группы ушу и ответственным за обучение фехтованию
дадао, о чем мы уже рассказывали ранее. А вот дальше - интересно, ибо после начала антияпонской войны Хань Муся воевать не пошел и остался дома. Более того, по легенде, он, во избежание неприятностей, отказался от практики боевых искусств и даже намеренно сломал левую руку, чтобы избежать преследования со стороны японцев. Пользы это особо не принесло, ибо покинув Мир Улинь, Хан Муся жил в нищете и в октябре 1947 года в возрасте 70 лет умер от дизентерии.

Но вернемся к Тан Хао. Народные мастера его времени, хорошо владеющие шаолиньскими навыками шеста, и которые возводят свои школы к вышеупомянутой буддийской легенде, также подверглись критике со стороны Тан Хао как

шарлатаны, зарабатывающих деньги под предлогом религии.
Профессор Ма Айминь (马爱民 Мǎ àimín) из Аньянского педагогического университета в ходе своих исследований пришел к выводу: создателем боевых искусств Шаолиня на самом деле является монах по имени Чоу (稠禅师的武僧 Chóu chánshī de wǔsēng), который был уроженцем провинции Хэбэй и приехал в Шаолинь в годы правления императора Сюаньу империи Северная Вэй, чтобы изучать Чань у Бато (跋陀 Вátuó), основателя храма Шаолинь. И он был мастером ушу ещё до прихода в храм. Он был первым монахом, владевшим боевыми искусствами после основания храма Суншань Шаолинь в 495 году и единственным известным усэном этого храма времен Северной Вэй. Будучи Чань-буддийским монахом и знаменитым мастером боевых искусств, он первым выступил за сочетание Чань и боевых искусств в храме Шаолинь, сформировав уникальный принцип единства Чань и боевых искусств (禅武合一 Chán wǔ hé yī), который оказал глубокое влияние на формирование особенностей шаолиньского ушу...
 Ма Айминь с 1981 года  опубликовал более 30 статей в китайских журналах, а также читал свои лекции на многих национальных и международных мероприятиях по ушу. C 1988 года он возглавляет исследовательскую группу из более чем 10 человек, которая проводит соответствующие исследования, собрав большое количество исторических материалов. Работа "О состоянии и развитии шаолиньского ушу в Китае" получила первый приз на Первом национальном симпозиуме по шаолиньскому ушу в 1989 году. Рекомендую для ознакомления!
Профессор Ма Айминь (马爱民 Мǎ àimín) из Аньянского педагогического университета в ходе своих исследований пришел к выводу: создателем боевых искусств Шаолиня на самом деле является монах по имени Чоу (稠禅师的武僧 Chóu chánshī de wǔsēng), который был уроженцем провинции Хэбэй и приехал в Шаолинь в годы правления императора Сюаньу империи Северная Вэй, чтобы изучать Чань у Бато (跋陀 Вátuó), основателя храма Шаолинь. И он был мастером ушу ещё до прихода в храм. Он был первым монахом, владевшим боевыми искусствами после основания храма Суншань Шаолинь в 495 году и единственным известным усэном этого храма времен Северной Вэй. Будучи Чань-буддийским монахом и знаменитым мастером боевых искусств, он первым выступил за сочетание Чань и боевых искусств в храме Шаолинь, сформировав уникальный принцип единства Чань и боевых искусств (禅武合一 Chán wǔ hé yī), который оказал глубокое влияние на формирование особенностей шаолиньского ушу... Ма Айминь с 1981 года опубликовал более 30 статей в китайских журналах, а также читал свои лекции на многих национальных и международных мероприятиях по ушу. C 1988 года он возглавляет исследовательскую группу из более чем 10 человек, которая проводит соответствующие исследования, собрав большое количество исторических материалов. Работа "О состоянии и развитии шаолиньского ушу в Китае" получила первый приз на Первом национальном симпозиуме по шаолиньскому ушу в 1989 году. Рекомендую для ознакомления!

Вот такая занятная история. Ну а про Чжан Саньфэна будет в следующей части!

Подписываемся, ставим лайки и делаем перепосты, а мы постараемся делать интересные материалы по китайским боевым искусствам!

Дм. Моисеев, СПб