Найти тему
Around Art

Интерпретации и прочие отражения Михаила Новокщенного

Мысли в контексте персональной выставки в галерее А3 в Староконюшенном

Текст: Галина Мумрикова

  • По поводу истинной спонтанности…

Разлюбив групповые выставки, пока еще хожу на персональные. Если приглашают, тем более. Хорошо, конечно, когда художник знакомый. Тогда все проще. Но когда его не знаешь, то ныряешь в Инет и находишь, что нужно, чтобы прийти на выставку хоть с каким-то багажом.

Итак, «Михаил Новокщенный. Живопись». Учился на Северном Урале, потом в питерской «Репе» на факультете графики.

Полнолуние. Из серии "Крылья". Холст, акрил. 2020
Полнолуние. Из серии "Крылья". Холст, акрил. 2020

Для начала обнаружилось, что у художника есть свой сайт. Ну что ж, начинаем знакомиться. Упс! Спотыкаюсь, еще ничего не увидев толком. Спотыкаюсь буквально на первой же странице: «…Это картины о том, что искусство переживается человеком как своё собственное живое тело, что оно стало самим телом человека и его современным обличием. А.Балашов». Вот я даже в страшном сне не могла предположить, какая сложная штука искусство – и тело, и обличие. Впрочем, А.Балашов не одинок в своем устремлении объяснить творчество так, чтобы было ничего не понятно. Я нашла вообще запредельные «перлы». Например, такие: «…Работы Михаила Новокщенного – это опыты психопластики; возможно, они находятся в области, пограничной культурному комплексу магической реальности с ее нарративностью…». И дальше в том же духе. Потуги автора сиих слов мне понятны – поразить читателя своей научной осведомленностью. Вот только причем здесь художник, который вряд ли, взявшись за кисть, думал о создании того самого «культурного комплекса» с его магической реальностью (почему, кстати, магической, почему не просто реальностью без всякой магии и нарратива).

Дальше – больше. Читаем: «…Художник работает с действием, в котором преобладает спонтанность и не действителен артистический жест; он говорит о свободе художественного действия, в которой рождается человек, то есть он обращается к тем событиям культуры, которые осмыслены, но не заучены». Вот как можно лихо «упрятать» нормальное стремление любого художника обрести свободу – свободу осмысленную, настоящую, выстраданную.

И еще одно изречение (вроде бы от куратора): Михаил является художником, который подробно прорабатывает затронувшую его тему и далее изображает свой предмет изучения в пространстве холста, используя: масло, акрил, алкидную эмаль. Работы мастера всегда связаны с движением. Мастер старается отойти от личных содержаний в своей работе, чтобы обрести свежий взгляд…». Пусть мне автор этих строк объяснит, что такое «личное содержание» да еще и во множественном числе, от которых художник, якобы, отходит, чтобы обрести, оказывается, свежий взгляд. И потом: что значит – работы мастера связаны с движением. Ну если автор имел в виду движение кистью, то да – связаны, конечно. И о каком еще движении можно говорить в принципе? В каждом полотне заключено движение – движение мысли, чувства, мировоззрения в целом. В каждом. У каждого художника.

Автопортрет в красном. Холст, темпера, масло. 2009
Автопортрет в красном. Холст, темпера, масло. 2009
Портрет 1 из серии "Портреты". Бумага, тушь. 2023
Портрет 1 из серии "Портреты". Бумага, тушь. 2023

А как вам такое изречение: «…Выбрав для себя интересную форму, автор прорабатывает ее по-разному, исследуя вариативность восприятия этой формы…». Неужели художники еще и такие вот explorers? Успевают даже отслеживать «вариативность восприятия». Кстати, чьего восприятия? Они ж пишут для нас с вами, а не для мастерской.

Да, наверное, художник может работать и спонтанно, и по плану, и чего-то там исследовать тоже может. Он должен работать. В любом случае. А истинная спонтанность – есть ли она, надо ли ее искать, можно ли ее взрастить в себе – это все из области, скорее, психологии, нежели искусства, и живописи, в том числе.

  • Устами младенца…

Так получилось, что на вернисаж мне пришлось идти с восьмилетним внуком. Он смотрел картины, подражая взрослым, пока я не спросила, что же ему понравилось, а что нет. Для меня было весьма неожиданно, что он указал на такие полотна как «Созерцание», «Фортуна», «Бухта» и «Точка вращения», которые, на мой взгляд, никак не вписывались в сферу понимания ребенка. Обычные. Неяркие. Почему? «Они классные, настоящие», - сказал мой второклассник, который сам пока ничего, кроме акварелек, не рисовал. И куча вопросов: что такое масло, акрил, темпера, а главное – как. Как это создается? Я тоже хочу научиться. Повертевшись около серии «Крылья» и поглядев на цветных бабочек, он сказал, что все они – для женщин, в «Интерпретациях» не понял ничего, но внимательно рассматривал.

Созерцание. Холст, масло. 2023
Созерцание. Холст, масло. 2023
Фортуна. Холст, масло. 2023
Фортуна. Холст, масло. 2023
Бухта. Холст, масло. 2021
Бухта. Холст, масло. 2021
Точка вращения. Холст, темпера, масло. 2021
Точка вращения. Холст, темпера, масло. 2021

Поскольку мне самой всегда нравилась «Девушка с жемчужной сережкой», которая вот уж сколько времени не дает покоя никому и будоражит воображение, то про несчастного Яна Вермеера (хотя, почему несчастного, он же был весьма успешен) я внуку рассказала, но ребенку вот так с ходу перекинуться в 17 век было довольно трудно. По дороге домой внук интересовался, когда же он сможет нарисовать картину маслом, где ж можно посмотреть настоящую девушку с сережкой и почему художники рисуют сериями. «Как кино?» - спросил он.

  • По поводу серийности

Так все же – почему художники пишут иногда картины сериями? Это реально не кино, где есть сценарий, развитие сюжета, интрига. И нередко начинается какая- то свистопляска: серии дают название, а в ней работы под номерами. Бухгалтерия, а не разговор о живописи. Серия, конечно, удобна. Например, одно и то же, но раскрашенное по-разному, благо палитры хватит надолго. Если опять же коллекционер запал на какое-то полотно из серии, естественно может возникнуть желание приобрести ее всю (снова финансы).

Июнь из серии "Крылья". Холст, акрил. 2016
Июнь из серии "Крылья". Холст, акрил. 2016
Градация из серии "Крылья". Холст, акрил, масло. 2015
Градация из серии "Крылья". Холст, акрил, масло. 2015
Желтые крылья из серии "Крылья". Холст, алкидная эмаль. 2015
Желтые крылья из серии "Крылья". Холст, алкидная эмаль. 2015

Абстракция, как правило, заглатывает все: серийные произведения, одиночные, с элементами реализма и т д. Она – всеядна. И неприхотлива в смысле сюжетов. Какой сюжет у абстракции? Как сойдутся звёзды, вернее, линии на холсте. Подойдёт любое название, которое хоть как-то передаст состояние души. Стоп! Нет, ребята, не подойдёт. Чуткий зритель за версту почует фальшь и художнические потуги оказаться «впереди планеты всей». А ты окажись впереди нашей души, и мы с благодарностью примем все: серию, не серию, картинку без названия, темную, светящуюся, - любую. Если она – искренняя.

Ницца. Собор из серии "Отражения". Холст, масло. 2015
Ницца. Собор из серии "Отражения". Холст, масло. 2015
Монако из серии "Отражения". Холст, масло. 2015
Монако из серии "Отражения". Холст, масло. 2015
Амстердам из серии "Отражения". Холст, акрил, масло. 2016
Амстердам из серии "Отражения". Холст, акрил, масло. 2016

На этой выставке Михаил Новокщенный показал работы шести серий, из которых «Отражения» и «Интерпретации», на мой взгляд, самые интересные. Особенно «Амстердам». Да, он такой, странный, серый и яркий одновременно, в котором вроде бы везде вода, но на самом деле где даже камни, даже велосипедные парковки как бы источают запахи былого, перемешанные с днем сегодняшним – с неизменной торговлей, суетой, туристами, музеями, уютными мостиками, шумными трамваями. Где люди не мешают друг другу – вот что бросается в глаза и запоминается. Именно такой Амстердам. Как отражение его внутренней жизни. Не знаю, можно ли было этак спонтанно запечатлеть и Ниццу, и Монако, не уверена. Впрочем, какое это имеет значение? Никакого.

Молочница (интерпретация Яна Вермеера) из серии "Интерпретации". Холст, акрил, масло. 2019
Молочница (интерпретация Яна Вермеера) из серии "Интерпретации". Холст, акрил, масло. 2019
Вакх и Ариадна (интерпретация Тициана) из серии "Интерпретации". Холст, акрил, масло. 2015
Вакх и Ариадна (интерпретация Тициана) из серии "Интерпретации". Холст, акрил, масло. 2015
Девушка с жемчужной сережкой (интерпретация Яна Вермеера) из серии "Интерпретации". Холст, акрил, алкидная эмаль. 2017
Девушка с жемчужной сережкой (интерпретация Яна Вермеера) из серии "Интерпретации". Холст, акрил, алкидная эмаль. 2017
Женщина, держащая весы (интерпретация Яна Вермеера) из серии "Интерпретации". Холст, акрил, алкидная эмаль. 2019
Женщина, держащая весы (интерпретация Яна Вермеера) из серии "Интерпретации". Холст, акрил, алкидная эмаль. 2019

Вот и «Интерпретации». A la оммаж? Опять же, неважно. Пусть будет интерпретация как дань уважения. Глядя на такую интерпретацию «Девушки с жемчужной сережкой» мне захотелось задать вопрос: как бы сам Ян как представитель золотого века голландской живописи, мастер бытовой живописи, отнесся бы к такой вот картине, написанной в 21 веке? Вот – как? Вопрос, конечно, риторический. У Вермеера что ни полотно, то загадка. И в интерпретации тоже загадка. На оригинале полотна «Женщина, держащая весы» женщина ведь стоит на фоне картины Страшного суда. Почему – никто и по сей день не знает. В интерпретации из буйного нагромождения цвета на нас смотрят уже две женщины, заглядывающие в прошлое, в середину 17 века, когда жизнь была другая, но всегда было незыблемо золото, богатство, любовь. Может, и эта картина о любви, а весы лишь повод о ней никогда не забывать?.. Тоже вопрос риторический.

Водопад. Холст, масло. 2023
Водопад. Холст, масло. 2023
Серия работ Фигуры. Бумага, тушь. 2023
Серия работ Фигуры. Бумага, тушь. 2023

Что-то я задаю сама себе много вопросов. А надо бы зайти в галерею и просто взглянуть еще раз.

Выставка работает до 17 марта

#выставки#искусство#изобразительное искусство#Михаил Новокщенный#галерея А3#