В 1919 году молодой художник Александр Николаев переехал из родного Воронежа в Москву. Здесь он стал студентом «Мастерской по изучению нового искусства супрематизма» в Государственных свободных художественных мастерских под руководством знаменитого Казимира Малевича, провозгласившего свой «Черный квадрат» первоатомом изображения. На открытии выставки «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму» Александр Николаев неторопливо шел вдоль картин, расположение которых было призвано обозначить эволюцию искусства будущего, от импрессионизма и неопримитивизма через кубофутуризм к супрематизму. Последний делился на периоды – черный, цветной и белый. В конце этого путешествия Николаева ждало потрясение: чистые холсты в подрамниках – окна в четвертое измерение. Пояснительный текст говорил о необходимости полного отказа от живописи! «…ничего нельзя сказать против реальности четвертого измерения, это факт непоколебимый, это была действительная подлинность, которая всегда ставит меня с явлениями в равновесие отношений. Четвертое измерение — это кинетическая лента, на которой разматывается явление, или четвертым состоянием предмет развертывается в кинетическую ленту, обнаруживая все свое целое, развернутое на элементы. Вся изменяемость дел человека построена на этом четвертом измерении, и я полагаю, что она в каждом месте иначе соразмеряется с окружающими обстоятельствами, которые богаты своим многоточием. И лишь только в сознании усвоилась новая для нас мера – четвертая, как уже мы стали искать структуру ее, мы ищем своей протяженности во времени, тем самым формируем пространство». Это слова из эссе Малевича «Беспредметность», но, возможно, примерно так он мог бы ответить на вопросы своего студента. Искренне увлеченный идеями Малевича, Николаев уже тогда понимал недостаточность и какую-то неполноту в прозрениях учителя. Он должен был подобрать собственный ключ к четвертому измерению, и именно на холсте. Однако учеба продолжалась недолго. В 1920 году Николаева мобилизовали в Красную армию политруком – очевидно, за грамотность и умение писать плакатным шрифтом. После Гражданской войны его направили в далекий Туркестан для «укрепления и развития культуры и искусства в Средней Азии».
Изображения работ:
Александра Николаева (Усто Мумин) Горный кишлак. 1945. Коллекция Фонда Марджани
С гранатом. 1929. Коллекция Фонда Марджани
Купол Биби-Ханым. 1920 Государственный музей Востока
Фрагмент книги Любови Агафоновой «Прикоснувшиеся к Солнцу...»
27 февраля 202427 фев 2024
2
2 мин