Зинаида Ермольева начинала учиться в медицинском институте в 1915 году в царской России, а закончила его в 1921 году в разоренной гражданской войной советской республике.
В 1922 году в Ростове началась эпидемия холеры из-за грязных вод Дона и Темерника. Ермольева, которую назначили заведующей отделением бактериологического института, занималась изучением путей заражения. Ей удалось выделить из водопроводной воды холероподобные вибрионы. И она решила поставить на себе рискованный эксперимент, выпив воду с микробами. Через несколько часов у нее развилась картина классической холеры и она едва не умерла.
Зато доказала, что холероподобные вибрионы могут вызывать холеру. Ее научный подвиг был оценен по достоинству и светящиеся холероподобные вибрионы стали впоследствии носить ее имя. Благодаря ее опытам стало применяться хлорирование воды, которое используется и по сей день.
Ее научный руководитель профессор Барыкин настойчиво звал ее на работу в Москву, и она поехала, захватив лишь небольшой чемоданчик с коллекцией из 500 лабораторных культур холерных возбудителей.
В 1939 году во время холерной эпидемии в Афганистане она изобрела методы экспресс-диагностики болезни и создала мощный препарат против холеры. За эту разработку Ермольевой было присвоено звание профессора.
Но ее главная битва с холерой была впереди.
Летом 1942 года в немецких частях, вплотную подошедших к Сталинграду, началась эпидемия холеры, которая грозила перекинуться и на советские войска.
Сталин, вызвав наркома здравоохранения Георгия Митерева, поставил вопрос ребром: - Что нужно сделать, чтобы предотвратить эпидемию холеры на нашей стороне?
-Послать в Сталинград профессора Ермольеву, - ответил нарком.
И действительно, никто,кроме нее, не мог бы справиться с этой сложнейшей задачей. Препарата против холеры было мало, эшелон с запасами бактериофага немцы разбомбили. И Ермольева решилась в осажденном городе в подвале одного из домов наладить производство бактериофага.
Разведка доставляла трупы умерших от холеры немцев, поэтому удалось выделить холерные вибрионы и вырастить специфические к ним бактериофаги.
Холерный фаг принимали ежедневно 50 тысяч человек, были проведены массовые прививки и хлорирование колодцев. Это была невиданная по массовости операция по вакцинации и обследованию населения в такой короткий срок.
Вспышка холеры была предотвращена. За эту выдающуюся работу Ермольева получила Сталинскую премию, которую пожертвовала на строительство истребителя. В ее честь он был назван "Зинаида Ермольева".
Но личная судьба столь обласканной властью выдающейся исследовательницы совсем не была безоблачной, и оба ее мужа угодили в мясорубку сталинских репрессий. А она сама чудом осталась на свободе, хотя долгие годы рядом с ней постоянно стоял тревожный чемоданчик на случай внезапного ареста.
Продолжение следует...
Начало истории Закрытая книга
Продолжение истории Любовный треугольник