Чему учит педагог-продюсер? Можно ли научиться преодолевать творческие кризисы?
Поговорим?
Надежда Буравлева, педагог дополнительного образования Академии талантов, преподаватель образовательных программ «Медиатеатр», «Медиатеатр «Сфера», «Интермедия» и «Лаборатория театрального образования», режиссер, сценарист, постановщик детских мюзиклов и спектаклей
-Я окончила Белорусскую государственную академию искусств по специальности «Режиссер-преподаватель», - рассказывает Надежда Сергеевна. - У меня было сказочное детство и замечательные родители. Мама возглавляет коллектив с народным званием, сестра-режиссер работает в Белорусском национальном театре оперы и балета, а папа был военным – высокообразованным и культурным человеком.
Мне повезло с наставниками – уважающими свою профессию людьми, а все мое детство прошло в огромной любви к нашим советским фильмам. Мои любимые режиссеры – Ролан Быков, Леонид Гайдай, я бесконечно пересматривала их фильмы.
И в моей взрослой жизни хочется продолжать все и продолжать с хорошей маркой. Неважно, касается ли это театра, кино или литературы.
-Ваш нашумевший спектакль «Маяковский» из этого числа?
-Именно дети натолкнули меня на идею исследовать революционное творчество советского поэта на сцене. Ребята вступили в возраст, когда хочется самоутверждаться, высказываться, спорить. Выбрали противоречивую фигуру Маяковского. И оказалось, что актеры, погрузившись в его биографию и лирику, находили отклик в своей душе, получали ответы на многие вопросы.
Получился экспрессивный проект, футуристичный, даже в чем-то провокационный. Зрители были ошеломлены игрой детей, мультимедийными решениями спектакля. А директора школ, посмотрев наш спектакль, с удовольствием приглашают нас – график на следующий учебный год уже расписан.
Что еще важно? После «Маяковского» я увидела, что ребятам стало легче. Они успокоились и предложили мне – а теперь давайте ставить комедию!
-Они правда хотят играть пьесы Мольера?
-Не буду скрывать – наши дети мыслят современными технологиями, им близки и понятны цифровизация, компьютеризация… Когда ребята приходят на первое занятие, я представляю им сцену голографического театра Академии талантов и его технологические возможности. Это производит впечатление, и они чуть ли не с первого дня хотят готовить представления.
Но я рассказываю, что программа состоит еще из многих составляющих - погружение в актерское мастерство, сценическую речь и пластику, сценарное искусство и художественное оформление спектакля. И, конечно, изучаем и классический репертуар.
Мы интерпретируем известные сюжеты, и во многом ребята помогают мне это делать с помощью виртуальных проекций и виртуальных персонажей. Мультимедийный театр - это чуть-чуть больше, чем обычный театр, и именно он, на мой взгляд, может максимально раскрыть потенциал ребенка.
Сразу выделяются те, кому интересно больше не играть на сцене. Они с удовольствием подключаются к художественному оформлению, готовы писать сценарии, кому-то интересно самому режиссировать отдельные сцены.
Надеюсь, что многие из таких ребят выберут своей профессией что-то связанное с искусством и технологиями.
-Каждый ребенок действительно талантлив или есть все-таки исключения из правила?
-Я работаю с детьми уже 11 лет и по своем опыту могу сказать – мне еще не встречался неталантливый ребенок. Здесь очень важна тонкая психологическая и индивидуальная работа педагога-наставника с ребенком. Многие из детей требуют большого внимания в момент погружения и совместного творчества. И это для меня является основополагающим, чтобы понять, какие способности и таланты есть у маленького человека.
Это даже не утверждение, а феноменальная истина.
-Кто приходит заниматься на ваши программы чаще: яркие и раскрепощенные или стесняющиеся сами себя?
-50 на 50. Часть ребят действительно активные - они стремятся в первые же минуты творить и играть здесь и сейчас. В каких-то моментах мне приходится, не поверите, работать над дисциплиной. И есть дети, что испытывают потребность в раскрытии своего таланта.
Я не создаю отдельных групп: вот тут у меня готовые, а здесь те, которым нужно помочь. Действует коллаборация, благодаря которой закомплексованный раскрывается, а суперэнергичный ребенок наоборот - «собирается».
Чувство коллектива – великая вещь!
-Если вспомнить всем известные характеристики педагогов, то кто вы? Друг, диктатор, вторая мама?..
-Я педагог-продюсер. Я сама продюсер своей жизни и учу ребят самостоятельно продвигать себя - и необязательно только в театральной сфере. Не бояться публики, грамотно говорить и формулировать свои мысли, уметь красиво преподнести себя…
Часто говорю детям – если вы станете такими, то и окружение будет вам соответствовать. И потом, мне очень важно, чтобы мои ребята выделялись из всех и не боялись критики и кризисов.
-Для представителей творческих профессий критика – сложный жанр. Кого-то вдохновляет, а кого-то загоняет в депрессию.
-У меня тоже бывают неудачи, и я ими делюсь. Успех и проигрыш – неотъемлемая часть формирования личности любого человека.
После премьеры и спектаклей мы обязательно разбираем наши ошибки. Совершенно адекватно дети реагируют и готовы работать дальше. Так и формируется какой-то… настоящий человек, что ли. С большой внутренней свободой, готовый осмыслить и переработать серьезный материал.
-Например, постановку спектакля «Саласпилс»? Почему вы выбрали такую сложную тему для детей?
-Тяжелый материал, и он действительно непросто нам дался. Я даже встречалась с родителями ребят, чтобы объяснить, почему мы будем поднимать тему Великой Отечественной войны и как поддерживать детей при знакомстве с историей концлагеря и актерском проживании сюжета.
Из истории мы знаем, что концлагерь «Саласпилс» был банком детской крови для немецких солдат. В основном, туда привозили малышей из Белоруссии, Псковской, Калининской, Ленинградской областей...
Я долго думала, изучала источники, смотрела кинохронику. Потом сказала - ребята, вот есть такая идея, кому интересно - подключайтесь. Что прозвучало в ответ? «Нам интересно», «для нас это актуально» - и я доверила старшей группе самостоятельную работу.
Старшеклассники искали материалы по истории создания Саласпилса, его страшной деятельности, и каждый из ребят подготовил спич по своей теме. Дети до 12 лет также участвовали в фото и видеоинсталяции «Дети – цветы жизни», где часть образа ребёнка дополнялась живыми цветами. Воспитанники Академии талантов, изучающие немецкий язык, читали стихи Гете и Шиллера, а под конец в исполнении участников проекта звучала жизнеутверждающая молитва. Постановку сопровождали визуальные эффекты.
Наш театр посвятил спектакль детям, погибшим в Саласпилсе. Тем, кто не успел даже пожить.
-Как зрители отреагировали?
-Я боялась этой реакции. И не потому, что это шок-контент или мы переходим какие-то творческие границы. А потому что такого проекта о войне с участием детей еще не было. С одной стороны, он жизнеутверждающий, с другой - мы констатируем ужасные факты для человеческого восприятия.
Получилось сложно, довольно… противоречиво, но эмоции от спектакля будоражат и вызывают глобальные чувства. Мне кажется, что именно такие проекты и должны быть в сфере дополнительного образования, когда речь идет о патриотическом воспитании.
-Детям интересна тема Великой Отечественной войны?
-Детям очень интересно. В спектакле «Саласпилс» со сцены они высказывают именно свое мнение, оно никем не навязанное – ни мной, ни родителями. Это их взгляд на исторический факт, на то, что было. Ребята чтут память своих предков – участников Великой Отечественной войны и транслируют коллективный позитивный посыл будущему. И, на мой взгляд, такие моменты очень сплачивают, они переводят детей на другой уровень взаимодействия и понимания действительности.
-Трудно не согласиться. А если поговорить о ваших планах? Учебный год завершен. Но наверняка вы полны новых идей? Что хотели бы добавить уже в сентябре?
-Много чего! Будут новые спектакли. И еще мне самой интересны технологии дополненной реальности, я намерена развивать данное направление в Академии талантов. Вижу большой смысл в создании научно-популярных театральных проектов. Ведь театр может не только развлекать.
-Пока звучит фантастически. А как все будет в реальности, хотя и дополненной?
-Есть интересное произведение английского автора Кэрола Доннера «Тайны анатомии», в нем дети попадают внутрь человеческого организма и многое узнают о нем. На сцене голографического театра с помощью видеоконтента и актерской игры такое театральное фэнтези вполне можно реализовать, чтобы школьники могли глубже познавать астрономию, биологию, физику.
Думаю, такой формат вызовет восторг.
-Зная вашу энергичную и творческую натуру, вы вряд ли ограничитесь функцией театрального популяризатора науки.
-Вижу у ребят конкретную потребность в профориентации. Поэтому со следующего учебного года буду готовить детей к поступлению в театральные колледжи и вузы. Предложу более усложненную программу, но надеюсь, что она поможет школьникам успешно пройти испытания, традиционные для творческих специальностей.
Думаю, что руководство Академии талантов поддержит мои инициативы, и мы установим тесное сотрудничество с профильными вузами. Чтобы ребята понимали - к чему им можно и нужно стремиться в театральном искусстве.
Текст Елена Глазунова, фото Александр Реус
Видеоверсия спектакля «Маяковский»
Видеоверсия спектакля «Саласпилс»
Подписывайтесь на канал «Академия талантов», чтобы узнавать об уникальных историях и проектах по популяризации науки из первых уст!