Как научить журналистике – на глубине или методом «сухого плавания»? Может ли слепой ребенок записывать подкаст и вести телеграм-канал?
Возможно всё. Особенно, если у тебя будет крутой наставник, влюбленный в свою профессию.
Сегодня мы беседуем с Аллой Анатольевной Нагиевой (творческий псевдоним Алиса Шер), преподавателем образовательной программы Академии талантов «Радиожурналистика».
– В начале 2000-х я была ведущей радио «Модерн», потом креативным директором радио «Питер FM». В 2010 году получила премию Попова в номинации «Лучший голос России», – рассказывает Алла Анатольевна. – Но в какой-то момент мне стало скучно.
К этому времени у меня был опыт продюсирования – я набирала на курс людей, желающих научиться красиво говорить. И когда я слышала четкую дикцию человека после моих занятий, видела, что у человека получается работать в прямом эфире, мне это приносило большее удовольствие, чем моя работа.
Мне стало нравиться, когда из чего-то получается что-то.
И я подумала: а что дальше? У меня такое имя, и что, я приду в школу и скажу: «Здравствуйте, я Алиса Шер, я хочу делать у вас радио»?..
– Как разрешился внутренний спор?
– Неожиданно пошли предложения: создать студенческое радио в университете ИТМО, потом преподавать в Гуманитарном университете профсоюзов, в ЛГУ имени А. С. Пушкина… Своих студентов я называла «огромные дети», и мы с ними запускали студенческое радио и собственный медиацентр.
Мне стало интересно: а как работать с детьми, которые не такие большие? И опять новое предложение, на этот раз оно поступило от Академии талантов. «Будете вести программу «Радиожурналистика»?» – спросили меня. Я говорю: «Давайте!».
И вот нашей радиоредакции «Перемена» уже 6 лет, она появилась всего спустя год после начала работы Академии в 2016 году. Мы записываем подкасты, проводим прямые эфиры, куда приглашаем известных персон. Космонавты, врачи, студенты, преподаватели, актеры и финансисты – это всё гости школьной, по сути, редакции. Каждый дарит нам что-то для редакционного музея, коллекцией которого мы очень гордимся.
– С чем вы столкнулись, начав работать со школьниками?
– С ними сложнее, чем со студентами. С детьми сегодня мало кто разговаривает. В школе все заточено под ЕГЭ, а раньше на уроках литературы мы много говорили, рассказывали, обсуждали. Сейчас нет. Дома с ребенком тоже мало общаются.
Это сказывается на технике речи, на скорости речевой реакции подростка. Приходится много работать, чтобы преодолеть привычку молчать, внутреннюю зажатость будущих журналистов. И пытаться нащупать тот самый ген публичности, необходимый для профессии.
– Ваш проверенный метод?
– Я отличаюсь от других наставников. Есть практика, когда сначала на суше ребенка учат плавать, а потом наполняют бассейн водой – все готово, вперед! Я – другая. Учить плавать нужно если не на большой глубине, то где-то рядом. Так лучше запоминается стресс и выход из него. А это важный навык, который обязательно пригодится журналисту. Особенно если он работает в эфире.
– Получается, каждый прямой эфир вы отправляете ребенка на глубину?
– Это больший стресс для меня, чем для них. Я начинаю кричать в наушник ведущей, что-то советовать и требовать… Потом анализирую – а я предъявляю к ним требования как ко взрослым! Как к профессионалам, которые работали вместе со мной в начале 2000-х на радио «Модерн».
Когда мы проходим теорию, я готова закрыть глаза, если ребята чего-то не знают или забыли. Научатся еще! Но когда идет трансляция, начинаю пропускать все через себя. Как будто сама участвую в процессе! И ничего с собой поделать не могу.
Но я над собой работаю.
– Возможно, с таким проявлением себя сталкивается каждый, кто приходит в допобразование из своей сферы?
– А как иначе? Только так. Я люблю радио, считаю, что оно самое удивительное СМИ: интимность в хорошем понимании, доверие и искренность. От сердца к сердцу, как я говорю.
Профессионалы, каждый в своей области, привносят в допобразование то, что они любят свой предмет, свою сферу, гордятся своей профессией. Я, например, стараюсь наполнить нашу атмосферу духом настоящей редакции – с ее драйвом и скоростью, неожиданными гостями, записью программ...
– Выдерживают юные коллеги такой темп?
– Не все, и не всем наш формат подходит.
Современным детям все куда-то надо. В нашем детстве мы могли прийти в Дом пионеров после школы и сидеть там хоть до ночи. А сейчас у ребят каждый день расписан по часам: школа, хор, гимнастика, английский… Но, к счастью, такие быстро уходят либо бросают все остальные увлечения и остаются только у нас – в редакции «Перемена». Остаются те, кто чувствует, что им здесь интересно. И что у них получается.
– Ваши основные требования к ребятам, которые решили стать журналистами.
– Нужно знать русский язык. Нужна быстрота речевой реакции. И харизма. Но мое глубокое убеждение – харизму невозможно развить. Она от природы.
– Алла Анатольевна, известно, что вместе со всеми в вашей редакции занимаются слабовидящие ребята из школы Грота.
– Да, у нас «Радиожурналистика» – инклюзивная программа. В редакции есть слабовидящие ребята из школы Грота (ГБОУ школа-интернат № 1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга). Они приходят на занятия в Академию талантов после уроков, и вместе мы готовим кейсы, то есть радиосценки. Потом в эфире обсуждаем их вместе с нашими гостями.
Еще я веду отдельную программу по радиожурналистике в самой школе. В Академии талантов меня как-то спросили: «А что если в организовать специальные занятия для слабовидящих и слепых детей?».
Я сказала: «Я хочу это сделать!».
– Вам не было страшно, ведь дети особенные?
– А я не понимаю, что такое страшно. Бывают такие моменты в жизни, когда ты начинаешь сам себе задавать вопрос: а зачем ты живешь? ради чего?
Помню, когда я работала еще на радио, мне пришло письмо от девочки. Написала, что она слепая и мои эфиры для нее –единственная связь с миром. У нее была тяжелая ситуация с родителями, полное одиночество, а тут мои доверительные диалоги в эфире. Они оказались важны для юной радиослушательницы.
Такие моменты часто переворачивают в твоей жизни очень многое. Думаю, так и произошло.
Потом был опыт работы в детском летнем лагере. С одной девочкой, которая слабо видела, мы делали подкасты. По Брайлю она читала текст, и так записывались небольшие программы с ее участием.
– Вопрос, который невозможно не задать. Смогут ли ребята с ограничениями по зрению работать в журналистике?
– Примеры такие есть, но они, конечно, единичные. Но суть моей программы в школе Грота не в том, чтобы выпустить целый поток журналистов.
Миссия в другом.
Вижу, что дети раскрепощаются. И происходит все благодаря моей методике – микрофон как инструмент раскрытия творческого потенциала ребенка. Мы садимся в студии по 5-6 человек, и перед каждым стоит микрофон. И через микрофон они спрашивают, отвечают...
Ребята очень стараются. Начинала я со слабовидящими детьми среднего звена. А потом мне говорят: «А возьмете первоклассников? Тотально слепых?». Я решила попробовать. Сейчас они уже учатся в четвертом классе и стали таки-и-ими радиокорреспондентами!
– Самое сложное для них текст?
– Дети здесь не очень общительные, но у них очень хорошая память. Я читаю два предложения, ребенок повторяет, дальше следующие предложения. Так и запоминается весь текст.
Недавно моя методика работы с тотально слепыми детьми победила на конкурсе в Санкт-Петербурге. И сейчас я хочу поделиться своим опытом на уровне страны, рассказать коллегам – это не страшно. К тому же, кроме радиоредакции, мы создали в школе Грота медиацентр, выпускаем газету, ведем телеграм-канал. И все это делают дети с ограничениями по здоровью.
– Алла Анатольевна, вы, безусловно, внесли большой вклад в развитие инклюзивного образования в России. Наверняка у вас есть еще идеи и планы.
– Недавно у нас в эфире побывал Алексей Блинов, знаменитый капитан команды знатоков и главный редактор журнала «Панорама». Он предложил «Перемене» записывать подкасты для… бабушек. Ребята будут рассказывать об интересных событиях в Петербурге, в которых смогут принимать участие бабушки. Хотим попробовать.
Еще у меня есть идея. Хочу, чтобы радио «Перемена» стало организатором игры в формате «Что? Где? Когда?» для школьников, которые долго лежат в больницах.
Для них же сейчас готовим еще один проект «Дай пять!». Дети будут записывать подкасты, в которых расскажут о своих мечтах, о человеке, вызывающем у них уважение и восторг. И мы обязательно найдем и свяжемся с этими людьми, и они, думаю, поддержат авторов подкастов.
«У тебя все получится. Дай пять!» – скажут они ребятам.
И я в это верю.
Текст Елена Глазунова, фото Александр Реус
Подписывайтесь на канал «Академия талантов», чтобы узнавать об уникальных историях и проектах по популяризации науки из первых уст!