Найти тему
газета "ИСТОКИ"

Мушкетёры: очередное кино «по мотивам»

Фото:www.kinopoisk.ru
Фото:www.kinopoisk.ru

Вспомнил детство, посмотрев экранизацию знаменитого романа французского писателя XIX века Александра Дюма «Три мушкетёра». Целых четыре страны приложили свою руку (или каждая сразу обе) к производству нового фильма: Франция, Германия, Испания и Бельгия.

Это второй фильм из киносерии французского же режиссера Мартена Бурбулона, вышедший в прокат на экраны российских кинотеатров. С момента показа первой части прошел почти год (апрель 2023 года). В общем, пока в наличии две «серии» – кинодилогия. Будущее всегда туманно. А вдруг и трилогия сложится?

В наших афишах фильм значится как исторический, что более чем забавно.

Название нынешней кинокартины близко к оригиналу, но не повторяет его: «Три мушкетера: Миледи». Совсем недавно множество рецензентов и «простого люда» ругали нашумевший фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита»: дескать, сильно далек он… нет, не от народа, а от оригинального текста Булгакова (хотя Локшин загодя заявил, что его экранизация – «по мотивам»). К народу фильм Локшина оказался как раз невероятно близок – продолжает делать бешеные кассовые сборы (на данный момент приближаются к 2 млрд рублей).

Но в «Трёх мушкетерах…» Бурбулона «мотивы» намного/несравнимо круче локшинских изысков (пусть с точки зрения сопоставлений французская кинокартина и более «низкого» жанра, нежели локшинская). Да-да, «мотивы» локшинского «Мастера и Маргариты» с бурбулонскими рядом не стояли. Ругайте меня за такие параллели/сопоставления.

…Итак, Констанция Бонасье, согласно режиссерской задумке и сценарию (написанному Матьё Делапортом и Александром де ла Пательером), становится свидетельницей заговора против короля. Во главе заговора стоит Гастон де Франс, младший брат монарха (и по совместительству, понятное дело, изменник родины, а значит, и враг народа и человечества). Констанции, узнавшей тайны не по своему статусному рангу и уму, грозит участь тихо сгинуть в небытии (её ещё в прошлой серии похищают агенты Гастона). Но в нынешней серии вдруг выясняется, что киношная миледи спасает Констанцию от неминуемой смерти и передает её в руки кардинала Ришелье. Кардинал в свою очередь для сохранности перепасовывает любимицу/любовницу д’Артаньяна королеве, которая прячет её… за Ла-Маншем, в Англии, у герцога Бекингема. Короче, по рукам пошла Бонасье (но не в том смысле, в каком могли подумать читатели моего опуса, прочитав предыдущее предложение; в хорошем смысле! в хорошем!).

Фото: www.kinopoisk.ru
Фото: www.kinopoisk.ru

Далее миледи, выполняя поручение Ришелье, направляется в Туманный Альбион, чтобы убить Бекингема (тут уже дела политические и геополитические). Она делает попытку лично заколоть герцога кинжалом, но неудачно. Бекингем ловок, а потому остаётся жив и в отместку приказывает казнить миледи. И тут благодарная Констанция жертвует собой ради своей былой спасительницы (подменяя миледи в «камере» и давая ей возможность переодеться в свое платье и бежать).

Однако в фильме имеется не только «отсебятина» (или же творческие находки) режиссера и сценариста, но и сходство «мотивов от Бурбулона» с первоисточником «от Дюма» – Констанция в конечном итоге все-таки погибает. Правда, не от яда, а на виселице… но и тут есть нюанс: после того, как женщина немного поболталась на виселице и верёвку срезали, она ненадолго оживает, чтобы переговорить с д’Артаньяном о вечной любви, и только потом уходит на радугу окончательно и бесповоротно (в этой «серии», конечно, а будущее неведомо; пока что мы видели кинодилогию).

Однако и миледи не выживает: за ней устроена погоня. Её настигают. И после длительной схватки с д’Артаньяном на шпагах и врукопашную в горящем доме, миледи тоже погибает в огне под рухнувшими обломками здания (д’Артаньяна успевают спасти его друзья-мушкетеры). Лихо накручено? Дюма рядом не стояло.

Короче, все умерли… ну, имеется в виду, что все/обе главные героини (все главные герои-мужчины при этом остаются живы – такое вот гендерное неравенство).

Фото:www.kinopoisk.ru
Фото:www.kinopoisk.ru

Впрочем, в случае дальнейшего продолжения киносъемок не будет большого удивления, если:

– и миледи счастливым образом выживет/оживёт и порадует зрителя новыми каверзами/пакостями и любовными страстями;

– и Констанция Бонасье спустится из рая на грешную землю с категорическим требованием продолжения банкета (фантазии у режиссера и сценариста, судя по всему, буйные).

Понятно, что всё это действо происходит на фоне политической и вооруженной борьбы того времени между католиками и гугенотами (последние засели в Ла-Рошели). Осада города, его штурм, тайная ночная высадка королевского/мушкетерского «десанта» внутрь города, чтобы оттуда расстрелять английский флот, отрезав таким образом Ла-Рошель от любого внешнего снабжения и подкрепления, ну и «всё такое прочее» – в общем, всё это в фильме есть.

Любовь (в разных своих ипостасях), крепкая мужская дружба, верность, коварство, предательство, схватки, война, смерть – эти извечные темы присутствуют в фильме в больших, а порой и в гиперболизированных/гипертрофированных количествах.

…Что ещё сказать об экранизации? Операторская работа хороша. Спецэффекты впечатляют. Сюжет динамичен, пусть и «по-мотивам-по-мотивам-по-мотивам» (можно повторить ещё несколько раз). Игра актеров не ровная, но в целом профессиональна (хотя без полета в небеса). Иногда, как Станиславский, хочется воскликнуть: «Не верю!», иногда поморщиться или улыбнуться, но иногда в противовес известной фразе театрального мэтра – «Верю! Верю!» (целых два раза, при желании можно и три, но ни в коем случае не четыре, а уж тем паче не пять).

Главного героя фильма д’Артаньяна сыграл французский актер Франсуа Сивиль, обладатель премии Каннского кинофестиваля-2019 «Открытие года». Сыграл неплохо, но мог бы лучше, ибо нет предела совершенству.

Ева Грин хороша и сама по себе, и в роли миледи (особенно в образе соблазнительницы д’Артаньяна). Актриса неплохо известна мировому зрителю после двух её ролей: королевы Иерусалима Сибиллы в эпосе «Царствие небесное» (режиссер Ридли Скотт) и напарницы Джеймса Бонда в боевике «Казино Рояль» (режиссер Мартин Кэмпбелл). Ролей, разумеется, было намного больше, но эти её прославили.

В рецензируемом фильме Атос имеет от миледи сына, которого она в финале у него похищает (Атос, кстати, по версии Бурбулона, не догадывается, что его жена жива и что она теперь миледи, и только д’Артаньян открывает ему на этот факт глаза).

Фото: www.kinopoisk.ru
Фото: www.kinopoisk.ru

Может, многие не согласятся, но, на мой взгляд, бурбулонский Атос (которого играет актер Венсан Кассель, известный также тем, что раньше имел в жёнах знаменитую актрису Монику Беллуччи, но потом в качестве супруги обзавелся малоизвестной моделью) внешне сильно напоминает «нашего отечественного» д’Артаньяна (некогда сыгранного Михаилом Боярским).

Франко-алжирская киноактриса Лина Кудри в роли Констанции свежа, обаятельна и привлекательна, но, как известно всем ещё с советских времён, «самая обаятельная и привлекательная» в мире не она, а Ирина Муравьева (тут все вместе улыбнемся). Кроме того, и роль свою Лина Кудри в рецензируемом фильме играет довольно средне. Впрочем, наша Ирина Алферова в советских «Трех мушкетёрах…» была не лучше, хотя намного симпатичней.

В герцоге Бекингеме (его сыграл актер Джейкоб Форчун Ллойд) многовато пафоса и театральности. Впрочем, в наших «Трех мушкетерах» Алексей Кузнецов тоже в этом смысле палку перегнул.

Актер Ромен Дюрис в роли Арамиса – так себе. Особенно если сравнивать с тем, как великолепно сыграл когда-то эту роль в российской экранизации «Трёх мушкетеров» Игорь Старыгин.

Пио Мармай в роли Портоса великолепен.

Луи Гаррель в роли короля почти никакой (хотя за спиной у актёра огромная фильмография, десятки сыгранных ролей; больше, чем у всех или «почти у всех» остальных занятых в этом фильме актеров). Главное для монарха оказалось держать строгое/непроницаемое лицо. Может, именно так режиссером и задумывалось.

Не смог обойтись сюжет фильма и без доброго/положительного во всех смыслах негра по имени Ганнибал (его сыграл Ральф Амуссу), приближенного к французскому королю. Так сказать, в целях соблюдения в европейском киноискусстве принципа мультикультурализма, толерантности и политкорректности. Однако людей нетрадиционной ориентации в фильме чудесным образом не оказалось. То ли отступление самими западными супостатами от ими же провозглашенных принципов, то ли у нас в целях ещё большего укрепления скреп и традиционных ценностей все излишества в фильме порезали (пишу и сам не верю в это, ибо нет у нас цензуры) – в этом месте обязательно надо по-доброму улыбнуться.

…Уверен, детям фильм понравится. Я вот тоже посмотрел с удовольствием. Не зря говорят: что старый, что малый (вот и в финале давайте все вместе улыбнемся).

Автор: Владимир БУЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!