Найти тему

Рынок молочного оборудования в России: «болевые точки» и перспективы развития

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Спрос на молочную продукцию в стране растет, как и амбиции отрасли по развитию экспорта. Производители молока, планируя модернизацию мощностей для расширения бизнеса, все чаще смотрят в сторону отечественных поставщиков оборудования. Однако российские компании еще не готовы в полной мере заместить импортные решения.

Российское оборудование – менее трети рынка

После введения западных санкций многие ведущие мировые производители ушли с российского рынка. Поставки импортного оборудования, компонентной базы и запасных частей в Россию серьезно осложнились и кратно увеличились в сроках – из-за разрыва логистических цепочек и проблем с платежами. Индустрия была вынуждена искать аналоги и новых поставщиков в «дружественных» странах, прежде всего в Китае и Турции.

Одновременно производители и переработчики молока стали все больше присматриваться к отечественной продукции. В свою очередь российские предприятия начали проявлять интерес к замещению импортного оборудования и расширению ассортиментной линейки.

По предварительной оценке Росспецмаша, в 2023 году объем выпуска машин и оборудования для производства и переработки молока (доильное оборудование, оборудование для обработки и переработки молока, молочные сепараторы, без упаковочного и маркировочного оборудования) в России составит 3,3 млрд рублей. Это на 16% меньше по сравнению с 2022 годом. В 2024 году аналитики ожидают роста производства – до 4 млрд рублей.

Отечественное молочное оборудование занимает 28% российского рынка в 2023 году – на 20 п.п. меньше, чем годом ранее. Высокая зависимость от импорта отмечается в сегменте доильного оборудования, а также оборудования высокой производительности.

В прошлом году объем импорта после существенного снижения в 2022 году вернулся на уровень 2020–2021 годов. Существенного изменения географии поставок не произошло: в основном оборудование везут из Польши, Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Франции и других стран. Серьезный рост в объемах поставок демонстрирует Турция.

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Локализация быстрой не будет

В целом, как отмечают в Росспецмаше, в РФ производится широкий спектр молочного оборудования, а слабым местом являются недостаточно развитые услуги по инжинирингу производственных линий.

«Отечественные предприятия готовы замещать зарубежное оборудование. В данном вопросе существенное значение имеет предпочтение потребителей, в том числе желание получить российское оборудование, по уровню качества и функционалу соответствующее зарубежному, но по цене существенно дешевле», – подчеркивают в ассоциации.

В Национальном союзе производителей молока отмечают успешную локализацию таких сегментов, как дизайн и сборка из компонентов, металлообработка, сборка автоматики и soft. Системная сервисная работа и поставки запчастей восстановлены по большинству видов оборудования, но практически вся компонентная база остается импортной.

«Если говорить про отечественное производство, то у нас есть отдельные примеры вполне конкурентоспособных решений, есть конструкторский и машиностроительный задел, но по части оборудования аналогов с необходимыми параметрами по качеству и эффективности все еще нет. Это, к примеру, линии для производства и фасовки мороженого, фасовки масла, сушки, системы фильтрации и т. д. Наиболее острые проблемы связаны с импортом высокотехнологичного оборудования. Локализовать такое оборудование и компонентную базу в короткие сроки проблематично», – сообщают в Союзмолоко.

В России накоплен достаточный уровень инжиниринговых компетенций для проектирования, комплектации, монтажа и автоматизации линий практически любой сложности. В Союзе уверены, что сегодня наиболее целесообразно развивать и капитализировать имеющиеся инжиниринговые компетенции, постепенно наращивая уровень локализации.

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Больше защиты от импорта

Основная масса российских производителей постоянно инвестирует в развитие производства. Ряд компаний реализуют более комплексные проекты, связанные со строительством новых производственных площадок. В 2023 году компания «Протемол» (г. Вологда) открыла новую производственную площадку на 6,8 тыс. кв. м; в 2024 году планирует запуск новых цехов ООО Фабрика «Казаро» (г. Ярославль).

Производители молочной продукции в ответ на растущий спрос внутри страны и амбициозные планы по наращиванию экспорта «молочки» стремятся развивать свои производственные мощности, ориентируясь уже на отечественные технологии. По мнению Владимира Куделя, директора одного из крупнейших молочных заводов Томской области ООО «Деревенское молочко», российские машиностроители быстро восстановили свою работу, подстроившись под новые вызовы, однако полностью решить проблему с оборудованием в отрасли все еще не удается – она останется с молочниками и в 2024 году.

По данным Росспецмаша, в течение 2022 года отечественные производители решили вопросы с материалами и комплектующими для производства оборудования. Были реализованы собственные проекты, по каким-то комплектующим осуществлялся поиск поставщиков внутри страны, по каким-то искали партнеров в дружественных странах или с помощью механизмов параллельного импорта. Однако рост ключевой ставки ЦБ РФ, снижение доступности кредитных ресурсов, увеличение стоимости комплектующих и логистических издержек повышают цену на конечный продукт, что не способствует продвижению отечественного оборудования на рынке.

«Главная сложность для производителей пищевого оборудования в России – отсутствие таможенно-тарифного регулирования и дополнительных инструментов тарифной и нетарифной защиты внутреннего рынка от импорта. Также проблемным вопросом остается возможность приобретения зарубежного оборудования за счет государственных средств», – отмечают в Росспецмаше.

В ассоциации считают, что для полноценного развития отечественного производства необходимо увеличить ставки ввозных таможенных пошлин на импортное оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности до уровня связывания, установленного соглашением с ВТО, для дружественных стран, и выше ставок ВТО для оборудования из недружественных стран, аналоги которого производятся на территории России. Господдержка также должна распространяться только на оборудование, выпущенное в РФ или не имеющее российских аналогов. Это поможет увеличить долю отечественных производителей на внутреннем рынке.

МНЕНИЕ

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Константин КУЦЕВОЛ, генеральный директор «Фабрики КАЗАРО» (производство сыроварен и оборудования для переработки молока):

«Российские производители пока не готовы заместить импортное оборудование для молочной отрасли»

- В последние два года с российского рынка ушли производители европейских сыров, и их место начали занимать новые отечественные компании, которые стали импортозамещать данный продукт. Соответственно, у них появилась потребность в выборе оборудовании для сыроделия. А поскольку купить западную технику сегодня практически невозможно, они фокусируют внимание на российских производителях.

Определенные успехи в этом направлении уже есть – так, мы полностью заместили европейское оборудование для выпуска сыров с объемом переработки до 5 тонн молока в сутки. Это машинные механизмы, которые облегчают труд сыродела и делают его более механизированным. Однако чего нет сейчас в России и вряд ли появится быстро – это автоматизированные линии по производству сыров, творога, кисломолочных и молочных продуктов с объемом переработки от 50 тонн в день. Сегодня этот рынок практически свободен.

Также мы пока не создаем уникальное оборудование, например, для производства сыров семейства «Паста Филата» (это «Моцарелла», «Скаморца» и проч.), которое традиционно выпускают итальянцы. Те сыры, что сейчас делают и продают в России, изготавливаются на импортном оборудовании, закупленном до февраля 2022 года. Сейчас в стране есть несколько компаний, занимающихся вопросом разработки и внедрения этого оборудования, но опять же быстро его решить не удастся – возможно, лет через пять.

Надо сказать, что импортное оборудование все равно завозится – по параллельному импорту, через третьи страны, но объемы уже в десятки раз меньше, а стоимость из-за подорожавшей логистики – в полтора раза выше, чем раньше. Крупные российские производители молочной продукции пока обходятся имеющимся оборудованием, выполняя его косметический ремонт. Некоторым подспорьем могут стать турецкие игроки, которые в свое время, взяв за основу импортные образцы, начали успешно создавать собственное оборудование. Однако далеко не все их решения подходят для нашего рынка, нашего потребителя. Турки в основном делают упор на сыры с высокими температурами плавления а-ля сулугуни. Европейские виды они тоже производят, но в вопросах прессования их решения не так эффективны. К тому же есть проблемы с оплатой поставок такого оборудования, которая часто блокируется иностранными банками.

Есть еще один тонкий вопрос в импортозамещении – это компоненты и оснастка, где лидерами также являются европейцы – например, те же формы для сыра. Мы умеем делать железо, но что касается полимеров, пластиков – отсутствие большого рынка сбыта, как в Европе, не позволяет нашим компаниям развернуться и полноценно заместить европейскую продукцию. Хотя уже есть отечественные предприятия, которые в этом направлении активно двигаются.

В целом же наши производители оборудования пока не готовы полностью удовлетворить потребности молочной промышленности. Например, по результатам недавней выставки в Москве Dairy Tech могу сказать, что до конца этого года мы точно не увидим собственные емкости на 10 тонн молока в сутки, которых так ждет рынок. Нет компаний, которые, профессионально подходя к этому вопросу, готовы сегодня выполнить эту задачу, потому что, во-первых, все завалены работой, а во-вторых, нет опытных образцов в свободном доступе, которые мы могли бы исследовать с целью дальнейшей разработки собственных аналогов.

Безусловно, наши производители оборудования испытывают немало проблем, мешающих развитию. У нас по-прежнему нет собственного доступного нержавеющего металла, который бы соответствовал необходимым требованиям по качеству и цене. То есть мы работаем на китайском сырье. Второе – практически все компоненты, которые раньше были европейскими, предприятия нашей отрасли вынуждены заместить на произведенные в КНР и Турции. Ну и, конечно, дорогие кредитные ресурсы – отдельная «боль». Да, есть госпрограммы, которые позволяют компании получить кредит по ставке от 5 до 13% годовых на развитие производства, но, во-первых, не все заявители подойдут под жесткие критерии, которые к ним предъявляются, во-вторых, сроки согласования таких кредитов тоже достаточно большие – от 5–6 месяцев.

Какая поддержка необходима производителям оборудования? Я приведу в пример американскую программу, которая была запущена, чтобы нарастить потребление молочных продуктов населением. Государство ставило целью увеличить потребление сыра в 17 раз, и им это удалось (правда, на это ушло 30 лет вместо одного года, как планировалось изначально, но не суть). В стране шла активная пропаганда «молочки» – чего стоила только нашумевшая рекламная кампания «с молочными усами», к которой привлекли актеров, спортсменов и многих других знаменитостей. В итоге США добились желаемого результата, и сегодня они имеют сильную индустрию как крафтового, так и массового сыроделия, а также производства соответствующего оборудования.

Мы же сегодня, получив серьезную санкционную нагрузку, до сих пор не понимаем, как нам действовать. А в первую очередь нужно выстроить горизонт планирования в индустрии. Мы должны сформировать культуру производства и потребления молочной продукции, а параллельно нарастить выпуск оборудования для ее изготовления.

Однако без квалифицированных кадров данная задача обречена на провал. И речь не только о специалистах-конструкторах, которые хорошо разбирались бы в пищевом машиностроении (хотя у нас в некоторых технологических вузах даже кафедры пищевого машиностроения аннулировали), а о таких работниках, как слесари, сварщики, операторы станков ЧПУ, которых сегодня в гражданском машиностроении остро не хватает. Нам нужно начать с образования, организации более тесного взаимодействия между вузами, ссузами и производственными предприятиями. Без поддержки этой работы невозможно планировать развитие индустрии и рассчитывать на эффективное импортозамещение в сфере молочного оборудования.

Больше материалов рубрики «Сельское хозяйство»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.