Найти тему
Кошки Львовича

Добро пожаловать на кошачий остров в Китае, где бездомные котики ждут новую семью

Оглавление

ШАНХАЙ – Самое счастливое место на Земле для кошек, возможно, находится здесь, на острове Кэт, кошачьей игровой площадке всего в нескольких милях от шанхайского Диснейленда. В то время как люди кричат и кружатся над последними, более 400 котят, которые называют остров Кошек своим домом, отдыхают в тени специально построенных покрытых травой игровых туннелей или бездельничают в пагодах. Они пересекают деревянный мост и идут через грушевые сады, а самые бесстрашные даже заходят в конюшню.

Избалованные жители здесь когда-то были бездомными в центре Шанхая, города с населением 25 миллионов человек и где-то между 400 000 и 1,5 миллионами бездомных кошек. Но предпринимаются усилия, чтобы остановить взрывной рост одичавшей популяции в мегаполисе и найти дома хотя бы для некоторых из недавно стерилизованных кошек.

Все население острова Кэт готово к приему в семью. Многие в «кошачьих кафе» в городе делают то же самое: предоставляют место, где люди могут подружиться и потенциально забрать домой стерилизованного, хотя и застенчивого котенка.

В Китае нет эквивалента Американского общества по предотвращению жестокого обращения с животными. Вместо этого такие низовые организации должны вмешаться и спасти кошек — с улиц или от людей, которые думают, что их лучше уничтожить.

«Прием в семью кошек стал довольно популярным в последние годы, особенно среди молодого поколения», — сказала Эрика Го, владелица кошачьего кафе More Meow Garden.

Сама идея завести кошку или собаку в качестве домашнего животного является относительно новой в Китае. Поскольку большинство китайцев отделились всего на пару поколений от сельской жизни, многие люди по-прежнему рассматривают животных как скота или крысолова, а не компаньонов.

Но по мере повышения уровня жизни изменился и взгляд на животных. Молодые китайцы все чаще делят свои дома с домашними животными – часто вместо того, чтобы заводить детей – и их регулярно можно увидеть выгуливающими своих кошек в прозрачных рюкзаках-переносках или на поводках.

По оценкам аналитиков, в городах Китая насчитывается до 51 миллиона домашних собак и 65 миллионов домашних кошек. Это создало огромную пушистую экономику — в 2020 году стоимость индустрии домашних животных в Китае составила 44 миллиарда долларов.

Эта популяризация домашних животных стала очень (часто трагической) очевидной во время карантина, вызванного Covid-19 в 2022 году, который был особенно долгим и драконовским в Шанхае. Когда людей отправляли в карантинные центры, их домашних животных часто убивали или оставляли умирать.
В конце 2022 года, через несколько месяцев после окончания самой продолжительной изоляции в Шанхае, государственный некоммерческий фонд открыл базу для домашних животных в Шанхае площадью 130 акров, которая включает в себя остров Кэт.

Оно концентрируется на отлове и стерилизации бездомных животных, а затем возвращает их в сообщества, где они были найдены. Когда это невозможно, их переселяют на остров Кэт.

«Это то, что мы можем сделать здесь и сейчас», — сказал Чжа Чжэньлян, чиновник фонда, ответственный за остров кошек и базу домашних животных. «Мы надеемся, что в каждом [квартирном] комплексе будет свой собственный «кошачий остров» — безопасное место для кошек», — сказал он, — и их кормушки смогут работать открыто. Кормление бездомных кошек может быть спорным занятием, приводящим к конфликтам между любителями кошек и соседями, которые просто хотят их уничтожить.

Чтобы усыновить кошку с острова Кэт, люди должны сначала отправиться в отдаленное, зеленое место за пределами Шанхая — полусельское место, выбранное, чтобы не злить соседей, — затем пройти курс по уходу за домашними животными и проверить свой дом с помощью видеозвонка на предмет пригодности. Принятые меры предосторожности означают, что количество приемов в семью едва решает проблему: за 18 месяцев только 130 кошек переехали в новые дома.


Дома для садовых кошек



Есть также более доступные места для общения с кошками — и, возможно, для того, чтобы забрать одну из них домой. В Шанхае наблюдается взрывной рост количества кошачьих кафе, где посетители могут поиграть с кошками, а иногда даже выпить чашечку кофе.

Го, которая пять лет назад открыла More Meow Garden — на самом деле офис с вертикальным лазанием и спальными полками для кошек — в центре Шанхая, сказала, что ее кафе полностью населено спасенными бездомными животными.

«Кошачье кафе — это не только место, где кошки и люди могут играть вместе, но также дает возможность потенциальным хозяевам полностью контактировать с кошками и помочь им понять, действительно ли они хотят выбрать животное-компаньона, которое присоединится к их семье», — сказал он. Го, который каждый месяц возвращает домой одну кошку, всего на данный момент их 64.
Ключевое препятствие для увеличения этого числа: многие жители Шанхая, заботящиеся о своем статусе, хотят кошек, которыми они могли бы похвастаться в социальных сетях, — покупая или усыновляя чистокровных, а не бездомных кошек, которых предлагают Cat Island и More Meow. «Обычный человек здесь видит кошку и думает, стоят ли они денег или нет, чистые они или нет, хотя на самом деле единственная разница — это условия содержания кошек», — сказал Чжа. «Поэтому нам нужно управлять людьми даже больше, чем кошками».

-2

Львиную долю заботы о уличных животных в Шанхае берут на себя независимые спасатели и неофициальные организации: от сотрудничества в каждом районе по кормлению бездомных до около 50 формальных спасательных групп.
«По моим оценкам, в Шанхае существуют сотни частных приютов, больших и маленьких», — сказала Анжелика Ма, основательница частного Nekoshelter в западном Шанхае. (Нэко по-японски означает «кошка».) «Проблема в том, что ими часто управляют бедные пожилые люди, у которых нет возможности обеспечить стабильное убежище и найти дом для животных», — сказал Ма.

Некоторые независимые спасательные организации нацелены на определенные ниши, но большинство сосредотачивается на сизифовой задаче по поиску домов для животных. Группы, подобные той, которая проводит День усыновления в Шанхае, вывозят кошек-спасателей в общественные места, например в торговые центры, чтобы попытаться найти им новый дом, а онлайн-платформы по усыновлению напоминают приложения для знакомств с характерами домашних животных и гламурными фотографиями.


Гальванизирующая смерть Зорро



Хотя многие из тех, кто кормит бездомных кошек на территории и в парках, делают это под покровом ночи, особенно организованная работа возникла в парке скульптур Цзинъань в центре города. Более 130 любителей кошек координируют смены кормления и краудфандингом финансируют еду и медицинскую помощь для кошек парка. Они также пытаются найти дом для более дружелюбных котят.

По оценкам волонтера Бон Вен, в парке обитает около ста кошек, и группа кастрировала более 90 из них.

Руководство парка молчаливо одобрило их усилия, но было вынуждено играть более активную роль после убийства в мае прошлого года Зорро, черно-белого «коровьего» кота, ставшего известным в социальных сетях. Поклонники Зорро устроили зажженный свечами храм на месте его тела.
Были и другие убийства и увечья. «Не существует хорошего способа помешать людям причинять вред кошкам», — сказал Вэнь. «Нам всем нужно ходить на работу и жить своей жизнью. Невозможно стоять на страже в парке 24 часа в сутки».

Смерть Зорро, а также растущий рынок видеороликов о пытках животных вызвали общенациональное возмущение в социальных сетях и возобновили призывы к принятию закона о защите животных. В Китае нет законов против жестокого обращения с животными или отказа от них, а существующие законы о сельском хозяйстве запрещают только продажу бездомных животных на бойни, но не против жестокого обращения с ними в целях развлечения. Пользователи сети и некоторые законодатели предложили распространить защиту диких животных на домашних животных.

Но по мере того, как общество меняется, Чжа считает необходимым принять закон о защите животных. «Без закона о защите мы должны установить социальный стандарт, который изолирует и заносит в черный список лиц, жестоко обращающихся с животными», — сказал Чжа.


Не дать бездомным прожить девять (или более) жизней


Отношение меняется, но слишком медленно, говорит Ма из Nekoshelter. Необходимо просвещение по вопросам ухода за животными как домашними животными, а также наказание людей, бросающих животных. Затем властям следует заняться проблемой чрезмерного разведения породистых кошек и собак. «Они должны начать пытаться найти корень проблемы».

-3

Поскольку усилия по возвращению кастрированных кошек в дом продолжаются, основные усилия защитников животных сосредоточены на десексуализации шанхайских бездомных кошек, чтобы сократить их популяцию. Программа «ловушки-кастрации-выпускания» занимает центральное место в этих усилиях, и одним из героев движения является Инь Сяоцзюнь, известный ловец кошек, более известный как Стоун.
Инь, работающая днем бизнес-администратором, почти каждую ночь вынуждена вытаскивать домашних животных с крыш, освобождать котят, застрявших в канализации, и убеждать диких кошек, не проявляющих энтузиазма, пойти к ветеринару.

Инь говорит, что за последние пять лет он отлавливал более 4000 животных в год, почти всех для того, чтобы их можно было кастрировать. "Я научился самостоятельно. Охота — самый примитивный мужской навык, он естественен, а радость от удачной добычи вызывает привыкание», — сказал он.

Будучи пойманными, бьющиеся кошачьи быстро успокаиваются перед поездкой к ветеринару на операцию по дезинсекции. После нескольких дней выздоровления кошки возвращаются в сумку или клетку и отправляются домой, уже с надрезанными ушами для идентификации в будущем. Один проиграл, осталось еще миллион.