Сегодня, 27 февраля, 120 лет со дня рождения Александра Михайловича Комиссарова (1904 – 1975). Народный артист РСФСР, всю жизнь проработавший во МХАТе, был известен без преувеличения всей стране. А все благодаря роли в музыкальной комедии Григория Александрова «Цирк».
В «Цирке» Комиссаров сыграл самого очаровательного персонажа этой истории – конструктора-любителя Шуру Скамейкина. Помните этого смешного чудака, влюбленного в дочку директора цирка Раечку и лихо отбивающегося букетом цветов от львов на арене? «У меня со львами разговор короткий: букетом по морде – раз!» Шутки из «Цирка» повторяли в конце 1930-х годов повсюду.
Комиссаров был блестящим комедийным актером – и дарование его в Художественном театре очень ценили. Происходил он из знаменитого купеческого рода. Его дедом по матери был «водочный король» Петр Смирнов, дедом по отцу – владелец стекольного завода Герасим Комиссаров. Отец, почетный мировой судья и один из основателей партии кадетов Михаил Комиссаров входил в число основных пайщиков МХТ.
Московский дом Комиссаровых был всегда открыт для артистов. Вот как пишет об этом доме Вадим Шверубович: «Щедрость, широта, радушие и гостеприимство этой семьи были неслыханными и неправдоподобными. Простота, душевная теплота и ласка покоряли актеров. Это был, в сущности, клуб, в котором в любой день и час можно было уютно посидеть, побеседовать с милыми людьми, успокоить и привести в порядок нервную систему. А это так много значит для человека искусства».
После революции для отца Александра Комиссарова настали тяжелые времена. В первый раз Михаила Герасимовича арестовали в 1918 году, после чего Станиславский и Немирович-Данченко, чтобы защитить бывшего надворного советника, устроили его в штат МХТ на должность управделами. Просили основатели Художественного театра за него и после ареста в 1920 году. Михаил Герасимович до конца жизни проработал во МХАТе в качестве бухгалтера, а также секретаря правления.
Оба сына Михаила Комиссарова – старший Сергей и младший Александр – стали артистами. Оба учились в школе при МХТ. Сергей во время Гражданской войны уехал странствовать с «Качаловской группой» и остался за границей (позже вернулся и играл в провинции). Александр окончил школу Второй студии и в 1925 году вступил в труппу Художественного театра.
Одной из первых его ролей стал Керубино в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Обычно эту роль давали актрисе-травести, но Станиславский решил, что это будет юноша. Константин Сергеевич хотел, чтобы Комиссаров играл «молодого мужчину, пылкого ко всякой женщине». Получилось искрометно, стремительно, эффектно.
Григорий Бояджиев так описывал его игру в книге «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров»: «Станиславский потребовал от молодого актера вихревой игры; комический пафос образа заключался в стихийной влюбленности во всех женщин. И Керубино – Комиссаров “умирал от любви”, падая на колени перед графиней, гонялся за Сюзанной, был без ума от Фаншетты – одним словом, не мог пропустить ни одной юбки. Если говорится о том, что действие “Безумного дня” искрится и пенится, как шампанское, то этих искр было больше всего в сценах, где шкодил Керубино».
Когда в 1927 году Комиссарову грозила военная служба, К.С. Станиславский лично писал Климу Ворошилову, о том, что заменить молодого артиста в спектаклях решительно невозможно. Ведь никто, кроме него, не способен сыграть Керубино. В придачу он выходит в роли Петра II в спектакле «Елизавета Петровна», играет Кота в «Синей птице», репетирует роль Сережи в пьесе «Бронепоезд 14-69», которую театр ставит к десятилетию революции. Комиссарова тогда в армию не забрали.
В 1929 году его ввели на роль Николая Турбина в «Дни Турбиных». Первым создателем этого образа во МХАТе был артист Иван Кудрявцев, который очень одобрил игру Комиссарова. «Шурка Комиссаров в роли Николки очень мил, юн и очень подходящ к ансамблю», – писал Кудрявцев в дневнике.
У Комиссарова было прекрасное чувство стиля, вкус к изящному, большое сценическое обаяние. А потому он органично смотрелся и в «Отелло», с роскошным оформлением Александра Головина, и в «Пиквикском клубе», где режиссер Виктор Станицын и художник Петр Вильямс создали на сцене добрую старую Англию. Цилиндры, фраки, трости, галстуки-бабочки – все это Комиссаров обживал легко и с удовольствием.
Та самая роль в фильме «Цирк», что прославила его на всю страну, изменила его актерскую судьбу не в лучшую сторону. Дело в том, что накануне премьеры комедии Александрова Комиссаров и Павел Массальский, сыгравший в фильме главную отрицательную роль, увидели афишу. На ней значилось лишь два актерских имени: Любови Орловой и Сергея Столярова. Возмущенные мхатовцы пошли к Столярову, который в то время тоже состоял в труппе Художественного театра, и все вместе они устроили бойкот премьере. Демарш имел плохие последствия: Комиссаров с тех пор почти не снимался в кино, и даже кумир советских зрителей красавец Столяров сыграл гораздо меньше, чем мог.
Первой женой Александра Комиссарова была очаровательная мхатовская травести Евгения Морес, Суок в первой постановке «Трех толстяков». Потом их брак распался, и во время войны, будучи вместе с театром в эвакуации в Саратове, Комиссаров нашел свое счастье в лице оперетточной актрисы Любови Теплицкой. «Прелестная плясунья, актриса с огоньком и обаянием, здесь она как белая ворона среди исполнителей оперетт, набранных из артистов местной оперы по признаку небольшого голоса и более или менее сносной внешности. В жизни она милый, веселый человек», – так писала о ней Немировичу-Данченко секретарь Владимира Ивановича Ольга Бокшанская.
С 1954 года Александр Михайлович Комиссаров преподавал в Школе-студии МХАТ, был вторым педагогом в мастерской Павла Массальского, профессором. Среди его учеников – Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Владимир Высоцкий, Михаил Козаков и многие другие. Надо думать, что своим ученикам он передавал то, чем был наделен сам – трепетное отношение к профессии, понимание глубин сценического мастерства, тонкое чувство стиля, свою актерскую подвижность. Если, конечно, последнее вообще возможно передать.
Фото из фондов Музея МХАТ