Найти в Дзене
Олег Тесленко

Будущее авиалайнера Ту-334 Ч 4 Уменьшение авиационного шума

Авиационный шум от самолета Отдельно нужно сказать про шум в пассажирском салоне и на местности. Двигатели расположенные перед крылом - особенно турбовинтовые создают довольно неприятный уровень шума для пассажиров, но двухконтурные турбореактивные шумят правда поменьше. И вот когда в пятидесятых годах построили огромные турбовинтовые авиалайнеры Ту-114. то шум от работы их двигателей в районе дисков винтов был настолько невыносим для пассажиров, что старались не продавать билеты на эти места. Впрочем, и на довольно небольшом самолете Ан-24 лично мне было очень трудно выносить шум от работы его двигателей установленных на крыле в районе средней части самолета. А вот при заднемоторной компоновке двигатели стоят далеко в хвостовой части самолета, и их шум пости не слышен, особенно если учесть что самолет на большой высоте летит со скоростью немного меньше скорости звука, и шум от двигателей в значительной мере отстает от самолета. Но самый главный вред приносит шум от реактивных турбин
Изображение из открытых источников Проблема уменьшения авиационного шума
Изображение из открытых источников Проблема уменьшения авиационного шума

Авиационный шум от самолета

Отдельно нужно сказать про шум в пассажирском салоне и на местности. Двигатели расположенные перед крылом - особенно турбовинтовые создают довольно неприятный уровень шума для пассажиров, но двухконтурные турбореактивные шумят правда поменьше.

-2

И вот когда в пятидесятых годах построили огромные турбовинтовые авиалайнеры Ту-114. то шум от работы их двигателей в районе дисков винтов был настолько невыносим для пассажиров, что старались не продавать билеты на эти места. Впрочем, и на довольно небольшом самолете Ан-24 лично мне было очень трудно выносить шум от работы его двигателей установленных на крыле в районе средней части самолета.

-3

А вот при заднемоторной компоновке двигатели стоят далеко в хвостовой части самолета, и их шум пости не слышен, особенно если учесть что самолет на большой высоте летит со скоростью немного меньше скорости звука, и шум от двигателей в значительной мере отстает от самолета. Но самый главный вред приносит шум от реактивных турбин для жителей на земле вблизи аэродрома. И в капиталистических странах проходили многочисленные демонстрации и протесты чтобы уменьшить шум от самолетов. А в Советском Союзе коммунистическая партия не допустила бы никаких демонстраций и протестов, поэтому советские самолеты шумели как хотели, за что и заплатили уничтожением советской авиации: капиталисты попросту запретили летать в их страны наиболее шумные советские самолеты Ту-134. Но надо сказать, что самолеты традиционной архитектуры с двигателями под крылом вообще архитектурно никак не уменьшают свой шум на местности - а только за счет толстого воздухозаборника, который однако уменьшает шум только направленный вперед - от вентилятора, а вот шум направленный назад - от реактивной струи вообще никак не компенсируется.

Изображение из открытых источников  Распространение авиационного шума от вентилятора и реактивной струи
Изображение из открытых источников Распространение авиационного шума от вентилятора и реактивной струи

А в противоположность этому на самолетах заднемоторной схемы довольно несложно создать такую архитектуру, чтобы аэродинамическими поверхностями закрыть оба двигателя, и этим уменьшить шум на местности.

Во-первых - зря авиаконструкторы отказались от двухкилевого оперения - такого как на Пе-2 и многих других бомбардировщиках времен второй мировой. И если бы не применять килевое оперение в виде буквы "Т", а расположить горизонтальный стабилизатор НИЖЕ двигателей в хвостовой части и на нем два разнесенных киля - то они отлично бы защищали население на земле от шума влетающих и приземляющихся самолетов. Тем более, что вертикальный киль и нужен-то в основном для парирования разворачивающего момента, в тех редких ситуациях когда один не работает, а второй создает сильный разворачивающий момент. А у схемы заднемоторных самолетов двигатели расположены очень близко к продольной оси самолета. Причем их нужно расположить еще ближе друг к другу, так что даже при работе только одного из них разворачивающий момент ничтожно мал, и большие вертикальные кили просто не нужны.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников
-6