Найти тему
Лунная программа

Читаем Евангелие

Оглавление

Параллельное чтение Евангелий от Матфея, Марка, Луки, Иоанна и Деяний Апостолов помогает глубже понять события, которые имели место две тысячи лет назад на Святой Земле. В тексте будет встречаться термин "синоптики". Под ним следует понимать Евангелия от Матфея, Марка и Луки.

Какие чудесные события произошли во время распятия Христа?

Матфей: "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого" (Матфей 27:45), "И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли (Матфей 27:51, 52)

Марк и Лука: "В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого" (Марк 15:33). "38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу (Марк 15:38).

Марк и Лука ничего не знают о двух важных событиях, о которых повествует Матфей; Иоанн не знает обо всех них.

Как долго длилась тьма?

-2

Матфей, Марк, Лука: От шестого до девятого часа (Мф. 27:45; Мк. 15:33; Лк. 23:44).

Согласно Матфею и Луке, эта тьма длилась с того момента, как Он был подвешен на кресте, до самой смерти. Однако его палачи не знают об этом. Лука говорит: "Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это." (Лука 23:49), чего они не могли бы сделать, если бы эта тьма действительно наступила.

Если же тьма наступила и началась в шестом часу, как утверждают Синоптики, то, согласно Иоанну, завершение суда, вынесение приговора Иисусу, подготовка к казни и путь на Голгофу происходили во время тьмы, а это совершенно исключено по характеру повествования.

Была ли разорвана завеса в храме, как утверждает Евангелие от Матфея?

-3

Евангелие от Матфея, как утверждается, первоначально было написано на древнееврейском языке. Святой Иероним, имевший эту оригинальную версию, говорит: "В том Евангелии, которое написано еврейскими буквами, мы читаем не о том, что завеса в храме была разорвана, а о том, что упала перекладина (или балка) огромного размера".

Матфей утверждает, что мертвые воскресли в день распятия. Когда же они вышли из своих могил?

-4

Только после воскресения Христа, которое произошло лишь на следующей неделе. "...и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли
и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. (Матф.27:52,53)

То есть, могилы отверзлись в день распятия, святые воскресли, но вышли из могил они лишь спустя пару дней. Что они делали до этого времени? Оставались воскресшими в раскрытых могилах?

С какой просьбой иудеи обратились к Пилату по поводу Иисуса и злоумышленников?

-5

Иоанн: Они "...просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
(Иоан.19:31)

Это наказание, известное как crurifragium, было отдельным способом казни и никогда не объединялось с распятием. Распятие, как мы видели, не применялось для наказания за кражу. Так же как и crurifragium. Однако нас просят поверить, что оба способа казни, две самые жестокие формы наказания, были объединены для наказания этих преступников. Синоптики не упоминают об этом наказании.

Какое требование выдвинули иудеи вечером в день распятия?

-6

Иоанн: Чтобы тела их были сняты с креста (Иоан.19:31)

Иоанн, очевидно, был знаком с Моисеевым законом (Втор. xxi, 22, 23), который в случае повешения предписывал погребение тела в день казни, но, по-видимому, не знал римского закона, по которому они исполнялись, который в случае распятия запрещал погребение, требуя, чтобы тело оставалось на кресте, пока не истлеет, или его не пожрут птицы и звери. Иудеи считали грехом позволять преступнику "оставаться всю ночь на дереве"; но иудейский закон был неприменим к римскому способу наказания, который предполагал, что преступник будет оставаться на кресте несколько дней и ночей, прежде чем наступит смерть.

Какая дополнительная причина заставила снять тела?

-7

Марк: "...потому что была пятница, то есть день перед субботою" (15:42).

Суббота начиналась с заходом солнца в тот день, когда, как было объявлено, Его распяли. Иудейский закон не позволял выставлять его тело, живое или мертвое, на всеобщее обозрение в субботу. Распятие, как мы видели, было долгой смертью; обычно проходило несколько дней, прежде чем жертва умирала. Разумно ли полагать, что иудеи требовали наказания, длящегося несколько дней, когда они знали, что Он должен быть снят с креста через несколько часов?

Присутствовали ли ученики при распятии?

-8

Иоанн: Они были, или, по крайней мере, один из них (19:26).

Согласно Синоптикам, все отсутствовали; все оставили своего Учителя, все бежали.

Какие женщины последовали за Иисусом и стали свидетелями его казни?

-9

Матфей и Марк: женщины из Галилеи (Матф. 27:55; Марк 15:40, 41).

Лука: "Дочери Иерусалима", то есть женщины из Иудеи (Лука 23:28).

Где находились Мария Магдалина и ее спутники во время распятия?

-10

Матфей и Марк: "Смотрели издали" (Марк 15:40; Матф. 27:55, 56).

Иоанн: "стояли у креста" (19:25).

Присутствовала ли Мария, мать Иисуса?

-11

Иоанн: Присутствовала (xix, 25).

Синоптики: Не присутствовала.

Синоптики прямо не утверждают, что ее не было, но если бы она присутствовала, как утверждает Иоанн, возможно ли, чтобы они проигнорировали этот факт, когда они упоминают "Магдалину" не менее семи раз?

Кому была поручена забота о матери Иисуса?

-12

Иоанн: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. (19:26-28).

Почему этот долг был возложен на Иоанна, когда апостол Иаков (меньший) был братом Иисуса и сыном Марии? А как же Иосиф, Иуда, Симон и ее дочери, которые остались дома? Неужели они отказались бы заботиться о Марии?

Было ли забальзамировано его тело, когда его положили в гробницу?

-13

Иоанн: Было. "После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. (Иоан.19:38-41).

Марк и Лука: Оно не было забальзамировано. "И женщины, пришедшие с Ним из Галилеи, последовали за Ним и увидели гробницу и то, как положено было тело Его. И возвратились, и приготовили благовония и мази" (Лука 23:55, 56); намереваясь забальзамировать его, "когда пройдет суббота" (Марк 16:1).

Что говорится о том, как Иосиф обернул тело Иисуса?

-14

Марк: "Он (Иосиф Аримафеский), купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
(Мар.15:46).

Это утверждение отвергается критиками. Член Синедриона не стал бы осквернять Пасху, делая на нее покупку.

Когда женщины приобрели материалы для бальзамирования Иисуса?

-15

Лука: "возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди" (Лук.23:56)

Марк "По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его." (Мар.16:1)

Согласно Луке, они приготовили специи до начала субботы, то есть до конца шестого дня, согласно Марку, они приобрели их только "по прошествии субботы", то есть не раньше начала первого дня.

Когда был закрыт гроб?

-16

Все: Когда тело было положено в него (Мф. 27:60; Мк. 15:46; Лк. 23:53, 24:1, 2; Ин. 19:41, 42, 20:1).

При погребении такого рода гробницу не закрывали до третьего дня, а после закрытия ее нельзя было открывать.

В какой день месяца он был распят?

Синоптики: 15-го числа Нисана.

Иоанн: 14-го числа нисана.

В какой день недели он был распят?

Синоптики: В пятницу.

Иоанн: в четверг.

Как долго, по словам Иисуса, Он будет находиться в могиле?

-17

"ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. (Матф.12:40)

Как долго Он оставался в могиле?

Синоптики: Будучи погребен в пятницу вечером, а воскреснув в воскресенье утром или раньше, Он пробыл в гробу не более двух ночей и одного дня.

Что произошло утром в день воскресения?

-18

Матфей: "И вот, сделалось великое землетрясение..." (Матф.28:2).

Другие евангелисты ничего не знают об этом землетрясении. Они не только не говорят о нем, но и в своих рассказах о воскресении исключают саму возможность землетрясения.

Кто первым посетил гробницу в утро воскресения?

-19

Иоанн: "Мария Магдалина" (20:1).

Матфей: "Мария Магдалина и другая Мария" (28:1).

Марк: "Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова, и Саломея" (16:1, 2).

Лука: "Мария Магдалина, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие женщины" (24:1-10).

В какое время утром женщины пришли к гробнице?

-20

Марк: "При восходе солнца" (16:2).

Иоанн: "Когда было еще темно" (20:1).

Если они пришли "при восходе солнца" или "когда солнце взошло", то уж не было темно.

Когда, по словам Матфея, они пришли?

-21

"В конце субботы, когда начало рассветать к первому дню недели" (28:1).

Если они пришли "в конце субботы", а Иисус уже воскрес, значит, Его воскресение произошло не в первый день недели, как утверждалось, а на седьмой день. Матфей был иудеем, но автор этого Евангелия, по-видимому, не знал иудейского способа исчисления времени, согласно которому суббота начиналась и заканчивалась на закате солнца. Он, очевидно, полагал, что ночь, предшествовавшая посещению гробницы, относится к седьмому дню, тогда как она принадлежала к первому дню.

Была ли гробница открыта или закрыта, когда они пришли?

-22

Лука: "И нашли камень отваленным от гроба" (24:2).

Матфей: Гробница была закрыта. Камень был отвален от двери только после их прихода (28:1, 2).

Кого они встретили у гробницы?

-23

Матфей: "Ангел" (28:2-5).

Марк: "Юноша" (16:5).

Лука: "Два человека" (24:4).

Иоанн: "Два ангела" (20:12).

Находились ли эти люди или ангелы в гробу или вне его?

-24

Матфей: Снаружи (28:2).

Марк, Лука и Иоанн: внутри (Марк 16:5; Лука 24:3, 4; Иоанн 20:11, 12).

Они сидели или стояли?

-25

Лука: Стояли (24:4).

Матфей, Марк и Иоанн: сидя (Матф. 28:2; Марк 16:1; Иоанн 20:12).

С какими первыми словами они обратились к женщинам?

-26

Матфей и Марк: "Не бойся" (Мк. 16:6; Мф. 28:5).

Лука: "Зачем вы ищете живых среди мертвых?" (24:5).

Иоанн: "Жена! Что ты плачешь?" (20:13).

Видела ли Мария Магдалина божественных посланников, когда впервые пришла к гробнице?

-27

Синоптики: Да, видела (Мф. 28:1-5; Мк. 16:1-5; Лк. 24:1-4).

Иоанн: Нет, не видела (20:1, 2, 11, 12).

Кто испугался вестников?

-28

Матфей: "стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;
(28:4).

Марк и Лука: "Они [женщины] испугались" (Марк 16:5; Лука 24:5).

Что сделали женщины, когда испугались?

-29

Марк: "Они быстро вышли и убежали" (16:8).

Лука: "Они преклонили лица свои к земле" (24:5).

Видели ли женщины Иисуса?

-30

Матфей: Видели. "Когда они шли возвестить ученикам Его, вот, Иисус встретил их" (28:9).

Лука: Они не видели Его (24).

Рассказали ли женщины ученикам о том, что они видели?

-31

Лука: Они "возвратились от гроба и рассказали все это одиннадцати и всем прочим" (24:9).

Марк: "И никому ничего не сказали, ибо боялись" (16:8).

Этими словами заканчивается Евангелие от Марка, а последующие слова являются поздней вставкой. В этом добавочном отрывке говорится, что Мария Магдалина видела Иисуса и сообщила им об этом, но они "не поверили".

Сколько учеников посетили гробницу?

-32

Лука: Один, Петр (24:12).

Иоанн: Двое, Петр и Иоанн (20:3).

Кто заглянул в гроб и увидел пелены?

-33

Лука: "... Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие" (24:12).

Иоанн: "Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие" (20:4-6).

Вошел ли Петр в гробницу?

-34

Иоанн: Вошел. "Тогда приходит Симон Петр вслед за ним и входит в гроб" (20:6).

Лука: Не вошел. Он заглянул в гроб "и отошел" (24:12).

Кому явился Иисус?

-35

Матфей

1. Двум Мариям.

2. Одиннадцати в Галилее.

Марк

1. К Марии Магдалине.

2. К двум ученикам.

3. Одиннадцати во время еды.

Все явления Иисуса, упомянутые в Евангелии от Марка, находятся в позднем дополнении. В самом Евангелии от Марка не зафиксировано ни одного явления Иисуса.

Лука

1. К Клеопе и его спутнику.

2. Симону (Петру).

3. Одиннадцати и другим.

Иоанн

1. К Марии Магдалине.

2. Десяти (?) ученикам.

3. Одиннадцати.

4. Петру, Иоанну и другим.

Апостол Павел

1. "Его видел Кефас".
2. "Потом двенадцати".
3. "После этого его видели сразу более пятисот братьев".
4. "После этого он был виден Иакову".
5. "Потом все апостолы".
6. "И в последнюю очередь Он был виден и мне".

Кому впервые явился Иисус?

-36

Матфей: Марии Магдалине и другой Марии (28:1, 9).

Марк и Иоанн: только Марии Магдалине (Марк 16:9; Иоанн 20:14-18).

Лука: Клеопе и его спутнику (24:13-31).

Павел: Кифе (Петру) (I Кор. 15:5).

Где была Мария Магдалина, когда Иисус впервые явился ей?

-37

Иоанн: У гроба (20:11-14).

Матфей: По дороге домой от гроба (27:8, 9).

Узнала ли Мария Магдалина Иисуса, когда Он впервые явился ей?

-38

Матфей: Узнала (28:9).

Иоанн: "Она... не знала, что это Иисус" (20:14).

Было ли ей позволено прикоснуться к Нему?

-39

Матфей: "Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему." (28:9).

Иоанн: "Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему." (20:17).

Где Он явился Своим ученикам?

-40

Матфей: В Галилее.

Лука: В Иерусалиме (это НЕ Галилея)

Сколько учеников присутствовало при Его первом явлении?

-41

Матфей и Лука: Одиннадцать (Мф. 28:16, 17; Лк. 24:33-36).

Иоанн: десять, Фома отсутствовал (20:19-24).

Павел: двенадцать (I Кор. 15:5).

Какой эффект произвело Его присутствие, когда Он впервые явился им?

-42

Лука: "Они ужаснулись и испугались" (24:36, 37).

Иоанн: "И обрадовались ученики, увидев Господа" (20:20).

Сколько учеников сомневались в реальности Его явления?

-43

Матфей: "Некоторые усомнились" (28:17).

Иоанн: Но один усомнился - Фома (20:24, 25).

Все ли они были окончательно убеждены в его воскресении?

-44

Иоанн: Были.

Матфей: Не были.

Видели ли Иисуса женщины после Его воскресения?

-45

Матфей, Марк и Иоанн: видели.

Лука и Павел: не видели.

Как долго Иисус оставался на земле?

-46

Лука: Один день (24).

Иоанн: не менее десяти дней (20, 21).

Деяния: Его "видели они сорок дней" (1:3).

Наибольшее расхождение наблюдается между Лукой и Деяниями, двумя книгами, которые, как утверждается, были написаны одним и тем же автором.

Где произошло вознесение?

-47

Марк: В Иерусалиме (16:14, Луки 24:33).

Лука: В Вифании (24:50, 51).

Деяния: На горе Елеон (1:9-12).