Громкие коррупционные процессы в последние годы во многом формируют информационную повестку. Новостями о взятке в $1 млн уже никого не удивить: Следственный комитет регулярно отчитывается о задержании высокопоставленных госслужащих с крупными суммами на руках.
Чиновники в России всегда славились тем, что умели брать от государственной службы всё: власть и деньги. Так сложилось ещё с зарождения российской государственности.
Тем не менее, были в истории России такие времена, когда чиновники хватались за голову и, что называется, "попадали в просак".
Одним из таких периодов стало правление Петра I Великого (1682-1725 г), о чём мы сегодня и поговорим.
Восшествие на престол в 1682 году молодого Петра - I ознаменовало развитие и укрепление новой системы государственных органов достаточно радикальные изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром - I преобразований он заставляет дворянство служить.
У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.
Одной из самых больших преград для грамотного функционирования системы государственной службы была как раз коррупция на пару с чувством вседозволенности и недосягаемости (особенно в отдалённых регионах России). Это и побудило Петра к решительной войне с чиновниками и их непослушанием.
Тем не менее, забегая вперёд, можно смело сказать, что у Петра, которому, казалось под силу было всё, так и не удалось искоренить коррупционную деятельность в России. Как это зачастую бывает - появились только новые пути и коррупционные схемы, чиновники начали приспосабливаться, стали воровать более скрытно.
Но надо отдать должно - уровень коррупции в процентном соотношении стал гораздо меньше, деньги пошли в казну, большинство задуманных преобразований было совершено, войны были выиграны и Пётр I навсегда зарубил своё имя в истории России с прозвищем "Великий". Очень многие методы действительно стали эффективными и заслуживают внимания, о них и пойдёт речь дальше.
Как крепла третья беда России
До Петра I с коррупцией пытались бороться еще великие князья. Однако системными эти действия никогда не были, а некоторые виды взятки даже были законными. Например, "почести" (авансовая «благодарность» чиновнику), и "поминки" (итоговое вознаграждение). И только посулы (преступления за взятку) карались физически.
Позже взяточничество законодательство разделили на мздоимство (взятка должностному лицу за полномочное действие) и лихоимство (взятка за преступление в ходе исполнения служебных обязанностей). Мздоимство издавна рассматривалось терпимо. Еще в Древней Руси чиновники не получали жалованья, существуя за счет народных подношений. Такая система переложила на людей обеспечение должностных лиц. Это и послужило расцвету коррупции параллельно с растущим недовольством чиновниками.
По примеру личному
Первоначально, как и любой грамотный Правитель-управленец, ведь как однажды сказала Елизавета Петровна: "Править легко, а вот управлять дано не каждому", Пётр начал с личного примера. Даже став правителем великой державы, государь продолжал жить на положенное ему офицерское жалование, не беря при этом денег из казны. Делал он это понимая, что в те трудные времена, в которые он пришёл к власти, коррупция подобна смерти, особенно для осуществления задуманных им планов.
Он надеялся, что подданные последуют за ним, но они считали по-другому, тогда Петру пришлось пойти на более радикальные меры.
Комплекс антикоррупционных мер
Когда из попытки умерить аппетиты элиты ничего не вышло, Петр инициировал целый комплекс антикоррупционных мероприятий, чего в России до этого момента никогда не предпринималось.
24 декабря 1714 г. из канцелярии Петра I вышел именной Его Величества Указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное». Начинался он со слов, которые любой гражданин нашего государства может совершенно спокойно отнести к своему времени: «Понеже многие лихоимства умножились...».
В 1711 году Пётр ввёл Институт фискалов при Государственном совете (по сути прокуратура). Была учреждена должность обер-фискала, который докладывал о нарушениях законов, о взяточничестве, мздоимстве и казнокрадстве.
В марте 1714 года произошло издание Указа, регламентирующего полномочия фискалов и предписывающего меры борьбы с казнокрадством и взяточничеством. Так в России впервые появился орган, предназначенный для тайного слежения за судопроизводством и соблюдением законов. Отныне взяточничество, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, создание фальшивых документов и печатей, лжеприсяга и лжесвидетельство считались серьезными преступлениями. Наказания предусматривались суровые – битье, тюремное заключение и даже смертная казнь.
Фискальная служба
Фискальная служба (своего рода прокуратура, но с меньшим спектром обязанностей) могла бы стать эффективным институтом исполнительной власти, осуществляющей надзор за порядком в государственном аппарате власти, но что-то пошло не так...
- Многие фискалы оказались такими же коррупционерами, как и другие чиновники. Обычно фискалы, отправленные на проверку того или иного дворянина, очень быстро подкупались, чем дальше это было от столицы, тем проще это было сделать. С каждым годом взяток среди фискальной службы становилось всё больше, даже не смотря на постоянно ужесточающиеся наказания за это.
- Разная степень наказания. По различным причинам, степень суровости наказания за одни и те же преступления сильно разнилась для разных лиц. Это зависело от многих факторов, таких как: положение в обществе, родство, межличностные отношения, приближенность к Престолу.
- По указу Петра. Неоднократно чиновники освобождались от наказаний по указам самого императора. Тем самым весь свой личный пример Пётр перечеркнул тем, что проводил политику двойных стандартов. Получалось так, что кто-то мог в открытую воровать, осознавая, что за это его максимум строго поругает Великий правитель.
За несколько лет фискальная служба завела дела против 14 высших должностных лиц государства и собрала веские доказательства для того, чтобы для половины из них применить высшую меру наказания, а вторую половину наказать по всей строгости закона, но по итогу наказание получили только двое из них, да и то не соответствовало степени тяжести преступления.
Но известны и случаи жестоких наказаний:
Известные случаи особо жестоких мер, предпринятых Петром для наказания любителей наживы: В Петербурге на глазах у российских сенаторов был повешен сибирский губернатор Гагарин, систематически занижавший доходы во вверенном ему крае. После повешения еще год его разлагающийся труб на эшафоте путешествовал по России с целью наказа для других чиновников.
Был четвертован известный фискал Нестеров, раскрывший десятки злоупотреблений и сам же попавшийся на мздоимстве. Сенатору Волконскому, князю Апухтину прилюдно раскаленным железом жгли языки.
Самый "везучий"
Особенно отличался царский любимец Александр Меншиков. Петр его неоднократно бил, штрафовал на крупные суммы, но Меншиков оставался главным российским казнокрадом. Он воровал, потом каялся, возмещал украденное и воровал снова. При этом успешно решал затруднительные экономические вопросы, отчего был ценной опорой царя. Меншиков всегда находил способ сгладить царский гнев. Как-то после очередного доклада о непомерных поборах Меншикова Петр разбил князю нос и выгнал, выкрикнув: «чтоб ноги твоей здесь больше не было». Меншиков удалился, но через мгновение вошел снова... на руках! Конечно Петра, известного своим суровым нравом, но любовью к забавам, это рассмешило до такой степени, что он сразу забыл про инцидент, произошедший несколько минут назад.
Регулярное жалование
Одним очень важным шагом в реформировании госслужбы и борьбы со взятнчеством при Петре I стал перевод чиновников на государственное жалование из казны и практически полный запрет им получать доходы откуда-либо ещё.
Но и это не помогло, потому что жалование было мизерным (по сравнению с аппетитами дворян), а денег на выплату зарплат в казне всё время не хватало (задержка зарплат на 8 месяцев было обычным делом). Пётр прекрасно понимал, что при таком раскладе, когда казна пуста и платить своим людям нечем, придется закрывать глаза на многие вещи.
Производство в частные руки
Максимально эффективной мерой борьбы с коррупцией в части производства благ на нужны государства, армии и флота стала постепенная передача части государственных предприятий в частные руки.
Резон для этого был прост: когда предприятие принадлежит государству и ничего не приносит чиновникам, которые там работают ,то они просто воруют. Когда же предприятие в частных руках, люди работают уже на себя.
Так и получилось. Основным условием передачи предприятия, построенного на государственные деньги, стало обязательство дворянина выполнять заказ государства в полном объёме, а образующиеся излишки уже использовать в своё благо.
Это принесло ожидаемый результат и предприятия заработали в полную силу.
Тем не менее, никакие предпринимаемые царем меры не останавливали чиновников-взяточников. Как-то на закате жизни уставший от повального воровства Петр I в отчаянии угрожал Сенату вешать каждого чиновника, своровавшего сумму, достаточную для покупки веревки. В ответ генерал-прокурор Ягужинский сказал, что тогда Петру придется царствовать в одиночку, потому как воруют все, а разница лишь в объемах присвоенного, но кое-что государю всё-таки удалось.
Что получилось у Петра I
Так в петровской России сложилось, что часть антикоррупционных методов царя оказались малоэффективными. Но были все-таки и успешные. В первую очередь это передача государственных предприятий, как главных рассадников казнокрадства, под частное управление. Петр заставлял купцов брать в личное владение казенные предприятия, давая им определенные льготы. Новые хозяева выполняли предписанный госзаказ, поставляли в армию установленный лимит пушек. А все произведенное дополнительно реализовывали в свою пользу.
Получая в управление фабрики и заводы, предприниматели строили на полученную прибыль новые предприятия. В результате появилось такое количество промышленных объектов, что к концу петровского правления Россия приобрела серьезный вес на рынках Европы. Преемники государя оказались не столь радеющими за законный климат в империи. И сразу после смерти императора выплату жалований чиновникам упразднили, отменив вместе с ней и смертную казнь за взятки.
Подводя итог, хочется сказать, что победить коррупцию Пётр так и не смог, это, пожалуй, единственное, что не удалось сделать Великому императору за время своего правления, хотя надо отдать должно, Пётр боролся с коррупцией очень усердно, тем не менее, некоторые из его мер всё-таки были успешны, его законы, касательно коррупции, положили начало полномасштабному противодействию коррупции в России.