13 способов развить навык опоры на контрперенос
Участвовать в супервизорских группах , длительных от 3 лет. Так развивается насмотренность на процессы в группе, из группы в группу многие будут регулярно повторяться у каждого.
Участвовать в разных группах с знакомыми участниками, в разных ситуациях можно начать замечать процессы и реакции повторяемые из раза в раз.
Начитанность. Понимать устройство больших систем и взаимодействие человека с ними.
Нарратив жизни человека можно познать в сравнении культурной психологии, через прочтение произведений разных эпох, сопоставляя с текущей.
Описывать знания о себе и своих процессах в единую картину из разрозненной, учиться собирать себя в ситуации.
Опознавать свои опорные точки. Возможно вы лучше опираетесь на факты, на знание целостной картины так как взаимодействовали с множеством групп, а возможно вам более доступно восприятие в здесь и сейчас ситуации, а может быть вы прекрасно обращаетесь с своими границами и при столкновении с ними уже знаете что от вас хотят? Каждый из нас считывает мир своим уникальным способом. Задача в работе узнать его и превратить в рабочий инструмент.
Анализ. Построение гипотезы, Описание процесса происходящего желательно языком метода в котором вы мыслите.
Вырабатывать способность ставить правильные вопросы себе и сидящему в кабинете клиенту.
Учиться находиться в мета позиции, - смотреть на процесс как бы со стороны, в гештальте трактуют как предразличие. Ещё не с ним, но с ним в процессе и отделен от него. Или проще выходить из слияния с клиентом, не поддаваться на его захваты и выбивание терапевтического стульчика из под терапевта.
Понимать и осознавать способы защиты клиента и психолога от самого себя, другого и их преодоление, изменение.
Замечать свои шрамы, болевые точки и уметь сквозь них слышать клиента, так как это наиболее тонкие моменты контакта друг с другом и поворотные точки трансформации обоих.
Быть в контакте с реальностью. По средством своего отклика видеть отклик другого или по средством его самораскрытие определять свой откликнется него и распознавать , что человек сейчас мнемговорит через врздействие на всю систему моих органов чувств.
Практика создания условий развивающей среды. На базе всех знаний мы конструируем зону ближайшего развития для клиента, как родители, чего уж там.
Автор: Негуляева Елена Юрьевна
Психолог, Супервизор, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru