Найти тему

Как Норильско-Таймырcкая энергосистема функционирует в новых реалиях

Начальник Объединенной диспетчерской службы АО «НТЭК» Владислав Булычев рассказывает о том, как функции оперативно-диспетчерского управления Норильской энергосистемой были переданы «Норникелем» Системному оператору, о перспективах на будущее, каналах связи и новых стандартах работы.

Уникальная энергосистема

С 1 января 2024 года функции оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных энергосистемах (ТИТЭС) – Чукотской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской, а также Норильско-Таймырской, – перешли к АО «Системный оператор Единой энергетической системы». Все это было предопределено принятыми в июне 2022 года изменениями в ФЗ «Об электроэнергетике».

Норильская ТЭЦ-2
Норильская ТЭЦ-2

Среди этой «великолепной пятерки» выделялась энергосистема, созданная за более чем восемь десятилетий в Норильском промышленном районе исключительно для обеспечения деятельности гиганта цветной металлургии – Заполярного филиала «Норникеля», а также обслуживающих его предприятий. А, в конечном итоге, и уникального в мировом масштабе 200-тысячного по населению города – Норильска. С примыкающими к нему поселениями Таймыра.

Энергетика в структуре «Норникеля» не проходила через реформирование и оставалась под крылом дочернего АО «НТЭК».

Несмотря на то, что в России много лет назад прошла реформа энергетики, в НПР продолжало работать классическое АО-энерго, в структуре которого было объединено все – генерация, сети, сбыт и ОДУ. Теперь одна функция от АО «НТЭК» перешла на
уровень государства.

Двусторонний процесс

Обе стороны сделали все возможное и невозможное, чтобы переход оперативно-диспетчерского управления оказался, что называется, бесшовным, и никак не отразился на функционировании энергосистемы. Было сложно, план мероприятий был разработан достаточно обширный, а сроки в нем проставлены сжатые. Для того, чтобы Системный оператор принял функции оперативно-диспетчерского управления на себя полностью, необходимо было обеспечить для этого определенные условия. И в этом плане было не важно, как здесь управляли раньше – нельзя было просто сделать этот переход на бумаге. Порой казалось, что и двух-трех лет точно не хватит. Однако задача оказалась выполнена.

Диспетчерский щит Норильской энергосистемы
Диспетчерский щит Норильской энергосистемы

Если вкратце, то основными мероприятиями стали:

  • сбор и предоставление информации об оборудовании и его характеристиках, различных статистических данных, схем, инструктивных материалов;
  • разработка и внедрение информационных управляющих систем;
  • организация каналов связи с Красноярским РДУ для оперативных переговоров, передачи телеинформации и обмена технологической информацией;
  • разработка оперативно-технической документации;
  • подготовка персонала.
Акт передачи функций оперативно-диспетчерского управления от НТЭК Системному оператору подписан
Акт передачи функций оперативно-диспетчерского управления от НТЭК Системному оператору подписан

Сложности, конечно, возникали. Допустим, в рамках разработки оперативно-технической документации пришлось обработать очень большой объем документов, актуализировать информацию об оборудовании, его характеристиках. Нужно было это все найти, потому что представители Системного оператора запрашивали такие сведения, о которых в АО «НТЭК» и не думали, что они могут когда-либо кому-нибудь понадобиться.

Приходилось поднимать паспортные данные и другую заводскую, иногда проектную документацию.

Также пришлось переработать под новые требования значительную часть всевозможных инструкций.

Начальник Объединенной диспетчерской службы АО «НТЭК» Владислав Булычев
Начальник Объединенной диспетчерской службы АО «НТЭК» Владислав Булычев

Разработка и внедрение информационных управляющих систем тоже оказалась непростым этапом. В Системном операторе все четко распределено между различными структурными подразделениями, и каждый занимается только своим делом. В АО «НТЭК» все было в некотором смысле перемешано, поэтому пришлось многое перестраивать в функционале.

Планом мероприятий для плавного перехода было предусмотрено два этапа.

На первом, c 3 июля прошлого года, Красноярское РДУ приняло на себя функции информационного ведения оборудованием и устройствами Норильско- Таймырской энергосистемы, на втором, с 1 декабря – функции диспетчерского ведения. При этом на этапе информационного ведения АО «НТЭК» просто информировало Красноярское РДУ, а на следующем этапе уже запрашивало разрешение на изменение технологических режимов работы и эксплуатационного состояния оборудования, ЛЭП, устройств релейно-защитной автоматики (РЗА) и средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ). Эти два этапа позволили персоналу адаптироваться, отработать
взаимодействия по различным направлениям, что, конечно же, повлияло на положительный исход всего процесса.

В диспетчерском зале Норильско-Таймырской энергосистемы
В диспетчерском зале Норильско-Таймырской энергосистемы

Специалисты и руководители «Системного оператора» (причем всех ступеней – Красноярского РДУ, ОДУ Сибири, Исполнительного аппарата) приезжали в Норильск, посещали энергообъекты и диспетчерские АО «НТЭК», знакомились с особенностями их работы. Проводились различные очные технические совещания, на которых решались возникающие вопросы. В свою очередь
специалисты и руководители АО «НТЭК» также ездили в Красноярск, как для ознакомления с работой диспетчерского центра, так и для решения организационно-технических вопросов. В общем работа была проведена плодотворная.

За месяцы работы представители Красноярского РДУ собрали и проанализировали большой объем информации, и стали очень хорошо ориентироваться во всех особенностях принимаемой энергосистемы.

Это видно во время проведения совместных тренировок. Конечно, новые вопросы возникают, и будут возникать и дальше, потому что не все возможные ситуации можно «отыграть» в ходе тренировок. Но стороны находятся в постоянном диалоге и будут совместно решать все вопросы и дальше.

Новые требования

Одной из важнейших задач стала организация каналов связи между Норильском и Красноярском. Норильск фактически живет как остров, и волоконно-оптические линии связи сюда проложили не так давно, и каналы связи с «материком» работают, мягко говоря, не очень стабильно. Требованиям «Системного оператора» в плане ведения оперативных переговоров, передач телеинформации и обмена технологической информацией они не удовлетворяют. Пока вопрос решили, сделав резервирование главного канала, который налажен по волоконно-оптическим линиям связи, через провайдеров спутниковой связи. Системному оператору пришлось пойти на определенные уступки, потому что технически просто невозможно сделать все по нормативам, принятым «на материке». Но дальнейшая работа над повышением надежности и качества связи прописана в планах мероприятий на предстоящие годы.

Надежность энергосистемы Системный оператор обеспечивает за счет тщательных расчетов и обеспечения достаточного количества резервов для нескольких возможных сценариев. И эти требования должны соблюдаться беспрекословно.

Например, если прописано, что для вывода в ремонт какой-то единицы оборудования нужно иметь в резерве 200 МВт, а есть только 190 МВт,
то на такую ремонтную схему выйти не разрешат. Любой график ремонта, который касается изменения эксплуатационного состояния или технологического режима работы объектов диспетчеризации, теперь утверждает Системный оператор. А плановые заявки на такие изменения необходимо подавать по регламенту не позднее, чем за семь суток до начала работ.

г. Норильск (Источник: https://dzen.ru/a/YhZjhyVuswJAmL2C)
г. Норильск (Источник: https://dzen.ru/a/YhZjhyVuswJAmL2C)

Плюсов во всех этих изменениях на самом деле очень много. У Системного оператора есть собственные модели и системы управления режимами, которые позволяют все более четко и грамотно просчитывать, причем на долгую перспективу. В итоге управление по новым правилам выходит более системным. Хаоса становится меньше.

Если технически что-то пока невозможно, как с каналами связи, то собирается совещание под протокол, на нем вырабатывают план мероприятий, назначают сроки, все это утверждается, и потом Системный оператор контролирует выполнение этого плана.

АО «НТЭК» как субъект электроэнергетики должен обеспечить требования, предъявляемые к надежности и безопасности объектов электроэнергетики, а также все условия, которые устанавливаются правовыми актами, нормативно-техническими документами, требованиями, регламентами, правилами и положениями. То есть делать все для того, чтобы Системный оператор мог полноценно выполнять свои функции. И это делается.

Оставшиеся полномочия

За АО «НТЭК» осталось оперативно-технологическое управление энергосистемой. Все объекты диспетчеризации, которые «Системный оператор» забрал под ОДУ, физически остались в Норильске, в зоне эксплуатационной ответственности (и в собственности) АО «НТЭК». Диспетчерские команды и разрешения на изменение эксплуатационного состояния и технологического режима работы объектов диспетчеризации выдает теперь Красноярское РДУ – в
соответствии с планами, заявками, либо при ликвидации аварийных ситуаций. Но сами режимы работы меняет все равно оперативный персонал, который работает на электростанциях, на подстанциях и в сетевом хозяйстве. В этом и заключается суть оперативно-технологического управления. То есть оперативно-диспетчерское управление – это выдача диспетчерских команд и
разрешений для объектов диспетчеризации, а физическая реализация этих команд – управление оперативно-технологическое.

Кроме того, солидная часть оборудования под ОДУ не «ушла», осталась в управлении самой АО «НТЭК».

Это тупиковые ЛЭП 110 кВ и ниже, которые непосредственно идут на распределительные установки потребителей, распределительные подстанции 110 и 35 кВ и т.п. Все это оборудование, по факту, – вся распределительная электросеть – осталось в технологическом управлении и ведении АО «НТЭК». И оперативный персонал на этих объектах электроэнергетики согласовывает любое отключение только с АО «НТЭК», без участия Красноярского РДУ.

Диспетчерский зал Системного оператора
Диспетчерский зал Системного оператора

Планы и перспективы

28 декабря 2023 года, когда состоялось торжественное подписание Актов приема-передачи, у всех было чувство, что наступил какой-то праздник. Но сейчас предстоит еще более сложная и напряженная работа. АО «НТЭК» начинает осваивать самый современный и сложный оперативно-информационный комплекс российского разработчика СК-11 – такой же, который использует в своей работе Системный оператор.

У компаний должна быть единая картина, которая необходима для управления режимом.

АО «НТЭК» расширило зону охвата этим комплексом и на распределительную сеть 6 кВ. Раньше это были разные инструменты – оперативно-информационный комплекс по системообразующей сети и отдельно по распределительной. Ожидается, что в процессе реализации программы развития и модернизации системы сбора и передачи информации АСУ ТП доберется до всех объектов компании.

Оборудование «Норильско-Таймырской энергетической компании»
Оборудование «Норильско-Таймырской энергетической компании»

Кстати, в совместных противоаварийных тренировках отрабатывались самостоятельные действия оперативного персонала АО «НТЭК» по ликвидации аварийных режимов на объектах диспетчеризации в условиях полной потери связи с Красноярским РДУ. При ликвидации таких режимов сотрудники компании должны выполнять требования нормативной документации РДУ,
например, определять максимально допустимые значения перетоков мощности в контролируемых сечениях (которых, кстати, стало значительно больше – было всего два, а теперь – 14) и устранять их превышения. В этом плане СК-11 окажется как никогда кстати, ну и накопленный опыт тоже.

Наблюдаемость за всеми объектами повысится кратно.

Не надо будет бегать, звонить, собирать какую-то информацию. Все будет на мониторах. Чем больше мониторов – тем лучше.

Работа диспетчеров Системного оператора
Работа диспетчеров Системного оператора

Также продолжается проектирование нового диспетчерского центра АО «НТЭК» в Норильске. Пока по планам запуск намечен на 2026 год. Это теперь будет, видимо, не диспетчерский центр, а центр оперативно-технологического управления, или центр управления сетями. Но никто не отказывается от проекта даже в таких сложных экономических условиях, как сейчас.

Полное интервью с начальником Объединенной диспетчерской службы АО «НТЭК» Владиславом Булычевым читайте на портале «Кислород.ЛАЙФ».