Найти тему
1520. Все о путешествиях

Двухэтажный вагон с одноместными купе. Для РЖД приготовили новинку

Еще немного – и можно будет ездить на поезде в гордом одиночестве, не боясь вирусов и шумных соседей. В начале января журнал «Железные дороги мира» опубликовал статью об абсолютно новом типе двухэтажных вагонов с одноместными купе. Выясняем, как родилась задумка и как ее планируют осуществить.

Входной холл перспективного вагона
Входной холл перспективного вагона

Зараза к заразе пристает

Оказывается, поездами путешествует все меньше граждан. Началась такая полоса невезения для ж/д еще в 2007 году. В РЖД подвели неутешительные итоги: за последние 15 – 20 лет пассажиров в поездах дальнего следования стало на 40 % меньше. А у авиационного транспорта за это время поток клиентов вырос в 3 с лишним раза, говорится в публикации «Железных дорог мира» за авторством В. М. Егоркина (канд. экон. наук, президент ассоциации «КЦЭПС») и О. Н. Назарова (канд. техн. наук, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД»).

В чем причина?

Авторы, ссылаясь на исследования, пишут, что людей отпугивает зараза. Говоря интеллигентнее, угроза вирусных инфекций. Особенно добавила страхов пандемия коронавируса.

Представим в красках: плацкарт, один чихает, другой кашляет, а у младенца напротив – рвота. В купе – ненамного лучше. А, может быть, и хуже: в замкнутом пространстве концентрация бактерий возрастает.

-2

Кроме того, не всем нравится ехать в компании абсолютно чужих людей. Есть откровенные интроверты, для которых соседство с посторонними в поезде является сущим кошмаром. Есть и те, кто просто хочет побыть в одиночестве. Самолет в этом смысле – хорошая альтернатива: сел в кресло и через несколько часов свободен. Ни тебе необходимости вести застольные беседы, ни концентрации вирусов в особо крупных размерах.

Долой плацкарт, даешь мини-купе!

Социологическое исследование, проведенное РЖД осенью 2022 года, удивило: народ не заинтересован в локальных улучшениях, ему подавай полный пересмотр планировки как плацкартных, так и купейных вагонов поездов дальнего следования! На смену плацкартному вагону, по мнению опрошенных, должен прийти вагон с одноместными мини-купе (66 % опрошенных), а в новом купейном вагоне пассажир хотел бы получить качественно другой уровень комфорта — полноценное отдельное купе с широкой кроватью (75,9 % опрошенных) и с индивидуальной туалетной комнатой с душем (35 % опрошенных).

Егоркин и Назаров – рисуют нам картину близкого железнодорожного будущего: по заказу ОАО «РЖД» они спроектировали и описали вагоны с одноместными купе, которые могут прийти на смену плацкарту.

-3

Две секции на трех тележках

Задача стояла сложная: придумать, как разместить пассажиров изолированно, при этом максимально сохранить полезный объем поезда и прежнюю стоимость поездки. То есть создать недорогой вагон с новым уровнем комфорта.

Думали-думали и придумали двухэтажный сочлененный вагон, то есть две секции на трех тележках.

Общий вид сочлененного двухсекционного вагона. Средняя тележка имеет увеличенную базу
Общий вид сочлененного двухсекционного вагона. Средняя тележка имеет увеличенную базу

Разработчики планируют, что такой вагон будет легче обычного на 30% – за счет алюминия, из которого будет сделан кузов. Мебель и перегородки – из сверхлегких полимерных материалов. А тележки сделают с пневмоподвешиванием: за счет этого уменьшится их масса. Кроме того, в вагон при изолированном размещении поместится гораздо меньше пассажиров – вот и дополнительное снижение веса. Легкий вагон – меньше расходов на тягу, меньше тележек – меньше расходов на техобслуживание, итог – дешевый в исполнении и в обслуживании состав.

Комфорт по-европейски

Как же будут размещаться пассажиры? Разработчики вагона будущего предлагают два варианта. Первый — в одноместном купе с креслом-кроватью. Такое кресло трансформируется в довольно широкое спальное место (1850х700 мм). Этот вариант – альтернатива плацкартному вагону. Вместимость такой секции — 36 мест.

Интерьер одноместного купе с креслом-кроватью днем
Интерьер одноместного купе с креслом-кроватью днем
Кресло-кровать в разложенном виде размером 1850×700 мм
Кресло-кровать в разложенном виде размером 1850×700 мм

Второй вариант — в одно/двухместном купе с индивидуальной туалетной комнатой. Подходит для тех, кому важен высокий уровень комфорта, и для семейных пассажиров. Это аналог люкса и служит для замены традиционных купе и СВ. Вместимость секции при одноместном размещении составляет 20 мест, при двухместном — 40 мест.

Интерьер одно/двухместного купе. Откидная полка используется при двухместном размещении. Размер полки — 1950×800 мм
Интерьер одно/двухместного купе. Откидная полка используется при двухместном размещении. Размер полки — 1950×800 мм

Оба варианта в 3D моделировании выглядят очень современно, по-европейски. При этом авторы обещают высокое качество по старой цене. То есть пассажиры плацкартного вагона приобретут билет в одноместное купе по цене плацкарта. Поездка в вагоне с одно/двухместными купе (актуально в случае поездки вдвоем или втроем с маленьким ребенком) обойдется на 20% дороже. А для любителей СВ стоимость поездки сократится почти вдвое: они получат примерно такой же СВ, только намного дешевле.

Антиковидный вагон

Этот вагон, будь он построен в ковидные времена, имел бы грандиозный успех. По всей видимости, его и начали проектировать в тот период, да только немного запоздали. И все же страх перед эпидемиями прочно засел в людях, а значит, «антиинфекционные» вагоны будут востребованы. Недаром все чаще пассажиры пользуются опцией «выкупить купе целиком», даже если едут в одиночку или вдвоем. А недавно шум в сети подняла пассажирка, которая требовала высадить из поезда своих заболевших попутчиков: они заразили ее ОРВИ и испортили отпуск. Она потребовала от руководства РЖД вернуть «ковидный» регламент, по которому из поезда могли высадить пассажиров с признаками коронавируса.

Разработчики уверены: одноместные купе – наиболее действенное решение проблемы, «благодаря чему, – пишут они, – железная дорога может стать единственным по-настоящему ковидобезопасным видом транспорта в дальнем следовании и тем самым получит преимущества в конкурентной борьбе на рынке перевозок».

Для борьбы с вирусами в новом вагоне предполагается: обеззараживание воздуха, специальные антимикробные фильтры в системе вентиляции, облицовочные и обивочные материалы «в антимикробном исполнении», санитайзеры в каждом помещении и – в случае необходимости – видеокамеры, чтобы мониторить социальное дистанцирование в вагоне.

А еще перспективный вагон рассчитан на «малолюдные технологии обслуживания пассажиров». Это значит – на две секции один проводник, никакого чая в стаканах с подстаканниками, полное самообслуживание пассажиров в зоне с кофемашинами и торговыми автоматами с холодными напитками и бутербродами. Все это – ради сокращения расходов на поездную бригаду. Проводнику останется только следить за безопасностью проезда и проводить посадку/высадку пассажиров.

Зона с кофемашинами и торговыми автоматами
Зона с кофемашинами и торговыми автоматами

Правда, с посадкой могут возникнуть большие проблемы: представим несчастного проводника-одиночку, «брошенного» на две секции вагона, каждая вместимостью до 40 мест. Физически проконтролировать документы у такого количества пассажиров невозможно, не сорвав график отправления. «Для проверки документов при посадке в вагон может привлекаться вокзальная бригада», – успокаивают разработчики.

Что ж, практика покажет. Дело за малым – утвердить и произвести. И тогда, глядишь, очередную эпидемию мы встретим с гордо поднятой головой и в полном одиночестве. Зато под стук колес.

Наталья АЛЯКРИНСКАЯ

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.