Еще немного – и можно будет ездить на поезде в гордом одиночестве, не боясь вирусов и шумных соседей. В начале января журнал «Железные дороги мира» опубликовал статью об абсолютно новом типе двухэтажных вагонов с одноместными купе. Выясняем, как родилась задумка и как ее планируют осуществить.
Зараза к заразе пристает
Оказывается, поездами путешествует все меньше граждан. Началась такая полоса невезения для ж/д еще в 2007 году. В РЖД подвели неутешительные итоги: за последние 15 – 20 лет пассажиров в поездах дальнего следования стало на 40 % меньше. А у авиационного транспорта за это время поток клиентов вырос в 3 с лишним раза, говорится в публикации «Железных дорог мира» за авторством В. М. Егоркина (канд. экон. наук, президент ассоциации «КЦЭПС») и О. Н. Назарова (канд. техн. наук, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД»).
В чем причина?
Авторы, ссылаясь на исследования, пишут, что людей отпугивает зараза. Говоря интеллигентнее, угроза вирусных инфекций. Особенно добавила страхов пандемия коронавируса.
Представим в красках: плацкарт, один чихает, другой кашляет, а у младенца напротив – рвота. В купе – ненамного лучше. А, может быть, и хуже: в замкнутом пространстве концентрация бактерий возрастает.
Кроме того, не всем нравится ехать в компании абсолютно чужих людей. Есть откровенные интроверты, для которых соседство с посторонними в поезде является сущим кошмаром. Есть и те, кто просто хочет побыть в одиночестве. Самолет в этом смысле – хорошая альтернатива: сел в кресло и через несколько часов свободен. Ни тебе необходимости вести застольные беседы, ни концентрации вирусов в особо крупных размерах.
Долой плацкарт, даешь мини-купе!
Социологическое исследование, проведенное РЖД осенью 2022 года, удивило: народ не заинтересован в локальных улучшениях, ему подавай полный пересмотр планировки как плацкартных, так и купейных вагонов поездов дальнего следования! На смену плацкартному вагону, по мнению опрошенных, должен прийти вагон с одноместными мини-купе (66 % опрошенных), а в новом купейном вагоне пассажир хотел бы получить качественно другой уровень комфорта — полноценное отдельное купе с широкой кроватью (75,9 % опрошенных) и с индивидуальной туалетной комнатой с душем (35 % опрошенных).
Егоркин и Назаров – рисуют нам картину близкого железнодорожного будущего: по заказу ОАО «РЖД» они спроектировали и описали вагоны с одноместными купе, которые могут прийти на смену плацкарту.
Две секции на трех тележках
Задача стояла сложная: придумать, как разместить пассажиров изолированно, при этом максимально сохранить полезный объем поезда и прежнюю стоимость поездки. То есть создать недорогой вагон с новым уровнем комфорта.
Думали-думали и придумали двухэтажный сочлененный вагон, то есть две секции на трех тележках.
Разработчики планируют, что такой вагон будет легче обычного на 30% – за счет алюминия, из которого будет сделан кузов. Мебель и перегородки – из сверхлегких полимерных материалов. А тележки сделают с пневмоподвешиванием: за счет этого уменьшится их масса. Кроме того, в вагон при изолированном размещении поместится гораздо меньше пассажиров – вот и дополнительное снижение веса. Легкий вагон – меньше расходов на тягу, меньше тележек – меньше расходов на техобслуживание, итог – дешевый в исполнении и в обслуживании состав.
Комфорт по-европейски
Как же будут размещаться пассажиры? Разработчики вагона будущего предлагают два варианта. Первый — в одноместном купе с креслом-кроватью. Такое кресло трансформируется в довольно широкое спальное место (1850х700 мм). Этот вариант – альтернатива плацкартному вагону. Вместимость такой секции — 36 мест.
Второй вариант — в одно/двухместном купе с индивидуальной туалетной комнатой. Подходит для тех, кому важен высокий уровень комфорта, и для семейных пассажиров. Это аналог люкса и служит для замены традиционных купе и СВ. Вместимость секции при одноместном размещении составляет 20 мест, при двухместном — 40 мест.
Оба варианта в 3D моделировании выглядят очень современно, по-европейски. При этом авторы обещают высокое качество по старой цене. То есть пассажиры плацкартного вагона приобретут билет в одноместное купе по цене плацкарта. Поездка в вагоне с одно/двухместными купе (актуально в случае поездки вдвоем или втроем с маленьким ребенком) обойдется на 20% дороже. А для любителей СВ стоимость поездки сократится почти вдвое: они получат примерно такой же СВ, только намного дешевле.
Антиковидный вагон
Этот вагон, будь он построен в ковидные времена, имел бы грандиозный успех. По всей видимости, его и начали проектировать в тот период, да только немного запоздали. И все же страх перед эпидемиями прочно засел в людях, а значит, «антиинфекционные» вагоны будут востребованы. Недаром все чаще пассажиры пользуются опцией «выкупить купе целиком», даже если едут в одиночку или вдвоем. А недавно шум в сети подняла пассажирка, которая требовала высадить из поезда своих заболевших попутчиков: они заразили ее ОРВИ и испортили отпуск. Она потребовала от руководства РЖД вернуть «ковидный» регламент, по которому из поезда могли высадить пассажиров с признаками коронавируса.
Разработчики уверены: одноместные купе – наиболее действенное решение проблемы, «благодаря чему, – пишут они, – железная дорога может стать единственным по-настоящему ковидобезопасным видом транспорта в дальнем следовании и тем самым получит преимущества в конкурентной борьбе на рынке перевозок».
Для борьбы с вирусами в новом вагоне предполагается: обеззараживание воздуха, специальные антимикробные фильтры в системе вентиляции, облицовочные и обивочные материалы «в антимикробном исполнении», санитайзеры в каждом помещении и – в случае необходимости – видеокамеры, чтобы мониторить социальное дистанцирование в вагоне.
А еще перспективный вагон рассчитан на «малолюдные технологии обслуживания пассажиров». Это значит – на две секции один проводник, никакого чая в стаканах с подстаканниками, полное самообслуживание пассажиров в зоне с кофемашинами и торговыми автоматами с холодными напитками и бутербродами. Все это – ради сокращения расходов на поездную бригаду. Проводнику останется только следить за безопасностью проезда и проводить посадку/высадку пассажиров.
Правда, с посадкой могут возникнуть большие проблемы: представим несчастного проводника-одиночку, «брошенного» на две секции вагона, каждая вместимостью до 40 мест. Физически проконтролировать документы у такого количества пассажиров невозможно, не сорвав график отправления. «Для проверки документов при посадке в вагон может привлекаться вокзальная бригада», – успокаивают разработчики.
Что ж, практика покажет. Дело за малым – утвердить и произвести. И тогда, глядишь, очередную эпидемию мы встретим с гордо поднятой головой и в полном одиночестве. Зато под стук колес.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.