Это была поездка на юг к морю. Дополнительный поезд из Москвы с Киевского вокзала в Адлер шел черт знает сколько времени. Нормальных билетов не было. Взяли боковые места – верх и низ – на себя с дочкой, пишет наша читательница Мария. Приводим ее рассказ далее.
«Проводник настоял, чтобы мы освободили место»
Наш поезд уходил вечером. Все как в традиционных южных поездах. В вагоне много детей, люди с крупным багажом и все такое. Поезд для небогатых людей. Билеты сюда дешевле, чем в элитные быстрые двухэтажки. А в вот время в пути – долгое, но удобное. Он уходит около семи вечера и прибывает в Сочи через день утром, около десяти, как раз к заселению в гостиницу.
В нашем плацкартном вагоне заняты, кажется, все места, кроме одного нижнего, которое как раз в нашем отсеке. Я много раз ездила на поездах и всегда любое свободное место тут же занималось пассажирами. Зачем ему пустовать? Я туда переложила дочку, чтобы нам не ехать на верхней боковой полке.
Часа через два это заметил проводник и отчитал наш. По его словам, мы не могли этого сделать, потому что «вдруг кто-то сядет».
«Но, если сядет, мы уступим, конечно», – говорю.
Не понимаю, в чем проблема.
Но проводник настоял, чтобы мы освободили место. В итоге мы всю дорогу ехали на двух боковых полках, а рядом ехало свободное место, на котором, кстати, отлично сидели пассажиры с верхних полок и их никто не сгонял. А полежать ребенку было нельзя.
Кажется, РЖД потихоньку превращается в «Победу», где нельзя пересаживаться с одного кресла на другое.
«Или я не права?» – задается вопросом читательница.
А что нам говорит закон?
С юридической точки зрения в этой ситуации прав проводник.
В правилах перевозки пассажиров написано:
Каждый пассажир при наличии проездного документа (билета) занимает место, указанное в его проездном документе (билете), при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест.
При наличии свободных мест допускается предоставление пассажиру дополнительных мест при условии оплаты их полной стоимости по тарифу на перевозку взрослого пассажира и оформлении дополнительных проездных документов (билетов).
В то же время проезд на оплаченных пассажиром местах допускается только для пассажиров, указанных в проездных документах.
Иными словами, пассажир мог бы за дополнительную плату выкупить другие места, например, в вагоне более высокого класса обслуживания. Но пересесть на другое место нельзя.
У этого есть своя логика. Например, могло быть так, что свободное место выкуплено. Это может означать, что пассажир опоздал и собирается сесть на него позже. Иногда планы меняются и человеку по какой-то причине надо сесть не в Москве, а, например, где-нибудь на полпути. В Ростове-на-Дону, к примеру.
Если место не было выкуплено, то его мог купить другой пассажир на любой станции, в том числе в последний момент. Если пассажир придет, а место занято, он может предъявить справедливую претензию.
«Человеческий фактор должен иметь место везде»
А вот другой случай описывает в чате «Гранд Сервис Экспресса» (крымский перевозчик) пассажирка Валентина.
«Прямо сейчас совершаю поездку на поезде "Таврия" 018 Москва – Симферополь. Прошу руководство компании дать разъяснения по поводу того, возможно ли пассажиру, купившему билет в плацкарт, пересесть на место знакомого, опоздавшего на поезд человека, если у того билет куплен и не сдан. Думаю, человеческий фактор должен иметь место везде. Ехать в плацкарте на боковой полке женщине после автоаварии сложновато. Но в силу того, что других билетов не было, не было и выбора. Неприятна эта ситуация тем, что получен отказ в то время, когда в купе пустует нижняя полка. Хотелось бы получить ответ. Если вопрос решится оперативно, буду благодарна. Если нет, попробую подискутировать на эту тему в социальных сетях. Найти меня, разумеется, возможно. Информация есть у начальника поезда».
Пассажирке отвечает другая участница чата:
«А чего тут дискутировать? У Вас свой билет, у знакомого свой. Отказ обоснован. Почему Вас должны пересадить на место другого пассажира, не сдавшего свой билет и гипотетически имеющего возможность сесть на любой станции маршрута по билету?»
Представитель перевозчика мягче и оставляет пространство для маневра:
«По правилам, пассажиры должны ехать на тех местах, которые указаны в проездных документах. Вы можете на месте обратиться к начальнику поезда, чтобы он рассмотрел Вашу просьбу».
Чем закончилась история неизвестно, но здесь на лицо противоречие правил здравому смыслу. Если человек говорит, что его подруга не поехала, а билет сдавать не будет, то, кажется, что мешает пересесть. С другой стороны – все всего боятся. Ведь если вдруг подруга все же сдаст билет и его кто-то купит, ответственна будет поездная бригада.
А как в авиации
В авиации меняться местами запрещают только дешевые лоукостеры типа «Победы». Для «Победы» это дополнительный способ заработать. В компании даже ввели услугу – теперь можно поменяться местами прямо на борту, но за дополнительную плату.
«Победа» в своем стремлении рассаживать пассажиров, летящих вместе, зашла довольно далеко, и даже начала разлучать на борту пассажиров с детьми. Что, в свою очередь, является предпосылкой к нарушениям правил безопасности. Например, в случае нештатной ситуации, кто поможет ребенку, если родители в другом конце салона? Или начнется беготня по самолету?
Западные лоукостеры не вредничают и не рассаживают пассажиров специально. Однако так же скрупулезно указывают, что выбор места – дополнительная услуга, которая не входит в стоимость билета.
Впрочем, поменяться местами в самолете – не то же самое, что в поезде. Как правило, пассажиры самолетов все же летят весь маршрут – от начальной точки до конечной. В поездах пассажиры могут ехать часть пути. Иногда, меняясь самостоятельно, не ставя проводника в известность, пассажиры оказываются в неловких ситуациях.
Например, недавно проводница высадила не на той станции пассажира, который не предупредил, что он поменялся местами. Проводница думала, что высаживает другого человека.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.