Спросили меня, в чем сила.
В целом, я не склонна делить людей на сильных и слабых, скорее, в каждом человеке пытаюсь найти аспекты, в которых он силен - и даже немного поучиться, если у меня слабовато то, что у него есть сильного.
Насобирала собственные аспекты, которые дают мне силу.
Нумер раз: адаптивность. Любую ситуацию я рассматриваю как поле для действий. И мне первым делом надо выяснить, куда идет ситуация - и куда иду я. Потом я пытаюсь наложить два пути друг на друга и понять, как мне попасть туда, куда надо, тем путем, который доступен. Вместо того, чтобы пихать себя напролом про «ну я же вот так планировала сделать до того, как ситуация возникла», начинаю задаваться вопросом про на какой бок мне измениться и адаптироваться, чтобы мне стало уютно двигаться к своим целям теми путями, которые позволяет развить то, что имеется. Иногда и цели тоже приходится корректировать. На выходе получается такой симбиоз ситуацией, которая есть: я ее не ломаю, а она дает мне то, что может пойти мне на пользу.
Нумер два: перестать бояться страха. Человеческая психика стремится минимизировать переживание страха через паттерн избегания: страх очень неприятно испытывать, поэтому всего, что пугает, хочется избегать. Вроде не приближаешься - и все, страха не испытываешь, объект алярма далеко же. Но эдак можно и жизнь просрать. Что, если я влюбилась и боюсь-стесняюсь? А если я хочу работу поменять, но пугаюсь собеседований? Или мне надо отказать кому-то, поконфликтовать, а ноги ватные? Вот тут если потакать страху, то можно остаться без любви, без работы и без личных границ. Мне страшно помогло по жизни перестать бояться самого страха. Если что-то страшно, но мне туда хочется - я туда попрыгаю кенгурячьими прыжками. Мне будет ссыкливо до икоты, но уже не напугает само состояние испуганности. Я его переживу, оно не опасно. И надо сказать, в состоянии испуганности я совершала самые важные поступки. Потому что все личностное развитие - это один большой поход в туда, где страшно.
Нумер три: дружелюбная атмосфера внутри. Что бы ни случилось, какое бы генерализованное лихо на меня ни свалилось, как бы я ни нафакапила по жизни, я всегда буду на своей стороне. Разберу ошибки, приму все свои состояния как объяснимые, но буду их корректировать, разверну стратегию по изменению себя или ситуации, - но всегда себя прощу. Никакого порицания, обесценивания и самонасилия внутри. В своей психике я дома, мне там уютно, меня в ней всегда принимают. Внутри меня всегда дружелюбно и сострадательно, это всегда помогает сто раз упасть и сто один раз подняться, не теряя веры в лучшие исходы.
Нумер четыре: принятие всего живого. Да, сосед опять хихикает над моими дредами и спрашивает, не надоели ли они мне. Да, мой друг опять агрится за рулем, поливая матом все и вся на пути своем. Да, кассир в супермаркете опять усталая и еле-еле пробивает покупки. Все это - страшно неприятные человеческие штуки. Но люди вот так вот живут, они живут про себя - как могут и умеют. Соседу на реплики про дреды можно не отвечать, со стилем вождения друга смириться, в супермаркете сделать пару дыхательных техник, пока очередь пройдет. Людям - можно. Им можно быть любыми, быть собой. Моя задача - не беситься там, где их бытие меня не касается, воспрепятствовать там, где я могу изменить ситуацию, молча смириться там, где ничего не поделаешь. Если принять, что способы жить - они разные, то борьба со всеми вокруг заканчивается: пусть все живут, как хотят, - в рамках Уголовного Кодекса Российской Федерации. После такого позволения миру быть таким, какой он есть, сохраняется куча энергии, которую можно потратить на нужные мне дела.
А какие аспекты силы есть у вас? Из каких штук сплетается ваша сила?