Ровно 30 лет назад, 27 февраля 1994-го, была завоёвана первая в истории суверенного Казахстана золотая олимпийская медаль. Она же стала первой за все годы, включая советские, и по сей день остаётся единственной для нашей республики в зимних видах спорта. А добывшему её лыжнику Владимиру Смирнову совсем скоро, 7 марта, исполнится 60 лет. Сразу два юбилея – чем не повод вспомнить, как это было?
Немного предыстории
Завоевать «золото» Смирнов мог ещё на Олимпиаде-1988, которая стала для него дебютной. Особенно близко к нему уроженец Щучинска (тогда город относился к Кокчетавской области) подобрался на дистанции 30 километров, но заключительный её отрезок он пробежал чуть медленнее своего товарища по советской сборной и близкого друга россиянина Алексея Прокуророва и в итоге проиграл ему менее восьми секунд. Второе «серебро» тех Игр в канадском Калгари казахстанец получил в составе эстафетной команды СССР (в том квартете был ещё один представитель нашей республики Владимир Сахнов), плюс он стал бронзовым призёром на самой короткой дистанции 15 километров.
Спустя год Смирнов добрался до верхней ступени пьедестала почёта мирового первенства, выиграв «тридцатку», ещё через два победил в общем зачёте Кубка мира – до этого на протяжении двух десятилетий подобное удавалось лишь одному лыжнику из СССР. Но на Олимпиаде 1992-го, когда теперь уже бывшие советские спортсмены выступали под флагом Объединённой команды СНГ, случился конфуз: мужская сборная, в составе которой были и Смирнов, и Прокуроров, и другие сильные гонщики, не смогла завоевать ни одной медали.
Как известно, Олимпийские игры проходят раз в четырёхлетие. Прежде и летние, и зимние проводились в один год, високосный. Но в какой-то момент МОК решил «развести» их. Поэтому следующая «белая» Олимпиада состоялась не в 1996-м, а двумя годами раньше, в 1994-м, что было на руку Смирнову, который уже подходил к критическому для большого спорта возрасту.
К тому времени он заключил контракт с одним из шведских клубов, чтобы иметь необходимые условия для подготовки, – ведь Казахстан переживал острейший экономический и финансовый кризис. Например, в начале 1993-го Владимиру пришлось самому купить экипировку для национальной сборной РК и оплатить ей дорогу, чтобы она смогла принять участие в чемпионате мира.
Кстати, на том ЧМ, который проходил в Швеции, ставшей для Смирнова новым пристанищем, он вошёл в число призёров на трёх индивидуальных дистанциях из четырёх, но «золото» от него ускользнуло. В гонке преследования Владимир и главная «звезда» лыжного спорта тех лет норвежец Бьорн Дэли вместе домчались до финишного створа, и в итоге их разделили лишь сотые доли секунды. Тогда как занявший третье место итальянец проиграл им больше минуты.
Дважды – с «серебром»
В норвежский Лиллехаммер, где проходили зимние Игры 1994-го, казахстанец, которому вот-вот должно было исполниться 30 лет, приехал с ясным осознанием того, что это, скорее всего, его последний шанс стать олимпийским чемпионом – все другие большие титулы у Смирнова уже были.
Первая гонка состоялась 14 февраля. Дистанция вроде бы любимая – 30 километров, но преодолеть её предстояло свободным (коньковым) стилем, который Владимиру давался хуже, чем его главным соперникам – скандинавам и итальянцам. К тому же он и сервисмены сборной Казахстана не угадали с мазью для лыж, выбрав, как выяснилось, не тот вариант, который был бы оптимальным в условиях сильного мороза, стоявшего тогда в Лиллехаммере. В результате Смирнов показал только10-е время/
А вот через три дня он бежал уже коронным для него классическим стилем. На 10-километровую дистанцию с раздельного старта наш соотечественник ушёл 86-м, третьим с конца. Основной ориентир – уже упомянутый Дэли, который стартовал раньше и показывал на контрольных отсечках лучшие промежуточные результаты. Попытки превзойти норвежца не увенчались успехом: Владимир проиграл 18 секунд. Это принесло ему «серебро», которое стало первой олимпийской наградой в только-только начинавшейся летописи Казахстана как самостоятельного субъекта международного спортивного движения.
Спустя ещё пару дней состоялась гонка преследования на 15 километров свободным стилем. Участники начали её в соответствии с теми временными интервалами, которые были между ними после предыдущей дистанции – «десятки». То есть, Смирнов стартовал вторым, через 18 секунд после Дэли. Отыграть такой гандикап, тем более у лыжника, для которого коньковый ход – любимый, очень сложно. И сделать это Владимиру не удалось. Но, с другой стороны, он не позволил догнать себя тем, кто бежал сзади. Наиболее опасным среди преследователей был великолепный «конькист» итальянец Сильвио Фаунер, развивший в ходе гонки даже более высокую скорость, чем Дэли (через три дня на заключительном этапе мужской эстафеты Фаунер выиграет у великого скандинава и оставит сборную Норвегии без «золота», которое ей все прочили). Таким образом, Смирнов получил за «пятнашку» ещё одну серебряную награду.
Победа за явным преимуществом
Теперь оставалась последняя индивидуальная гонка. Да, её нужно было бежать классическим стилем, что давало казахстанцу некоторое преимущество. Но в то же время это самая длинная дистанция – 50 километров, а на ней Смирнов прежде особо не блистал. Ни на одних крупных международных соревнованиях, включая этапы Кубка мира, он не то, что не выигрывал её – даже призёром не становился. Объяснение, видимо, кроется в том, что Владимир был фактурным лыжником (высокий, при этом крепко сбитый – рост 185, вес 85 кг), а марафоны, требующие особой выносливости, лучше даются худощавым, «высушенным». Сам он говорил, что его хватало только на 40 километров, а затем начиналось закисление мышц.
Чтобы подойти к решающей гонке в оптимальном физическом и психологическом состоянии, Смирнов попросил тренерский штаб сборной РК освободить его от участия в эстафете, изолировался на неделю от внешнего мира, выбрал щадящий тренировочный режим и специальную диету.
Последнюю ему посоветовал один бывший шведский лыжник, успешно бегавший супермарафоны. Она выглядела так: в течение четырёх дней – протеиновая пища, а затем, за два дня до старта, – переход на «вегетарианскую»: без мяса, рыбы и яиц. Рассказы же о том, что перед гонкой руководители казахстанской делегации якобы угостили Владимира домашним казы, – не больше, чем байки.
Итак, настало 27 февраля, последний день Олимпиады. Смирнов ушёл на лыжню под 59-м стартовым номером, раньше всех главных соперников, которые получили возможность ориентироваться на его промежуточные результаты. Но казахстанец сразу же задал такой темп, который оказался другим не под силу. К середине дистанции он выигрывал у показывавшего второе время Дэли около минуты. А затем добавил ещё. Норвежец начал сдавать и в итоге остался вообще без медали. Ставшие же серебряным и бронзовым призёрами Мика Мюллюла из Финляндии и Стуре Сивертсен, соотечественник Дэли, проиграли Смирнову почти полторы минуты. А затем на лыжном стадионе в присутствии 40 тысяч зрителей прозвучал гимн Казахстана, который услышали десятки, а, может, сотни миллионов телезрителей по всему миру.
Эта олимпийская победа так вдохновила Владимира, что в следующем году на чемпионате мира он завоевал «золото» по итогам трёх дистанций из четырёх, а ещё одну закончил с «бронзой»…
https://spik.kz/1791-pervoe-olimpijskoe-zoloto-v-istorii-kazahstana-kak-jeto-bylo.html
Первое олимпийское «золото» в истории Казахстана: как это было…
6 минут
3850 прочтений
27 февраля