Найти тему

Про Человеко-центричный подход в управлении. Часть 2

Мы говорили про индивидуальные стимулы как основу подхода: люди, которые выполняют интересные для них задачи, обладающие достаточными навыками, осознающие ценность своего вклада, испытывают энтузиазм в работе. Стимулы - это зерна. Чтобы зерна взошли - нужна плодородная почва. Такой почвой является психологическая безопасность. Это - второй компонент.

Если психологической безопасности в команде нет:

  • люди действуют эмоционально и инстинктивно
  • развит “я-фокус”, люди думают о себе, своих целях и задачах, о том, чтобы выжить
  • развивается конкуренция, соперничество
  • люди тупеют (IQ падает до 30п)
  • падают инновации, креативность
  • энергия команды идет на психологическую защиту, выстраивание обороны, развивается токсичность
  • из команды уходят ценные кадры, приходят некомандные люди
  • работа ведется в режиме “лебедь-рак-щука”
  • выгорание усиливается

Если психологическая безопасность в команде есть:

  • люди действуют рационально, осознанно
  • развит “мы-фокус”, люди учитывают интересы и потребности других, легче договариваются
  • развивается сотрудничество
  • стремительно растут инновации, проявляется креативность
  • инициатива, ответственность повышаются
  • растет продуктивность, энергия идет на созидание

За счет чего создается безопасность/небезопасность? Конечно, играют роль внешние факторы, но определяющим является фактор личности руководителей.

Есть такое выражение - “Приходят к компанию, уходят от руководителя”, так вот, уходят от руководителя, угрожающего психологической безопасности сотрудников. Безопасность создается через воздействие на социальные потребности сотрудников: статус, определенность, автономность, принадлежность, справедливость

Сам по себе руководитель, даже не делая ничего специально, становится угрозой для всех 5 потребностей.

  • демонстрирует свой статус, играет на нем, подчеркивает. Даже если он этого не делает специально, то он в любом случае - выше по статусу, чем сотрудники.
  • обладая большей информацией о происходящем, не информируя команду регулярно и достаточно, он создает неопределенность
  • требует, устанавливает правила, предписывает действия, ограничивая автономность.
  • вне команды, не друг, отдельно, не принадлежит группе.
  • получает он явно больше, а работает примерно также. Решает - кому, что и сколько. У него - другие привилегии, он создает несправедливость.

А неопытный, молодой, слишком рьяный руководитель, прилагает усилия, создавая еще больше угроз для социальных потребностей. Например, увлекается критикой, обратной связью, микроменеджментом. Специально утаивает от команды инфо о целях, стратегии. Нарочито выстраивает личные границы. Проявляет авторитаризм, безразличие. нарушает обещания. Проявляет неуважениие и много чего еще. Тем самым, создавая психологическую небезопасность в команде.

Сами посудите, с каким руководителем вы захотите работать, а от какого - уйти?

Первый вариант:

•Обесценивает и критикует, держится свысока, проявляет безразличие

•Скрытен, резко меняет планы

•Занимается микро менеджментом, ведет разговоры только о деле

•Стимулирует конкуренцию

•Отделяет себя от команды, общается формально и по делу

•Не прислушивается к мнениям сотрудников не готов слышать обратную связь

•Выжимает людей, штрафует, наказывает

Или второй:

•Подчеркивает ваши достоинства и ценность, говорит о личном

•Выражает признание, благодарит

•Информирует вас о ситуации, целях и планах, помогает сформировать позитивные ожидания

•Позволяет самостоятельно принимать решения

•Обеспечивает среду сотрудничества

•Показывает, что вы не одни, вы вместе

•Демонстрирует справедливое отношение, открыт к обсуждениям и обратной связи

На тренингах, консультациях и в личной работе с руководителями я подробнее рассказываю о том, что и как можно поменять в управлении, чтобы (оставаясь собой), психологической безопасности стало больше. Больше информации на моем канале в тг Работа Без Выгорания.

#продуктивнаясреда

#человекоцентричность