В этой статье мы расскажем, как в современных реалиях организован процесс налоговой проверки и какая налоговая политика нас может ожидать в этом году. То есть поговорим о наболевшем и животрепещущем.
Наша сегодняшняя тема актуальна для всех категорий налогоплательщиков (а налоги платят все — не только крупный, средний и мелкий бизнес, но и обычные граждане, зарабатывающие наемным трудом). Но повышенное внимание она все-таки вызывает у предпринимателей — просто потому что они периодически сталкиваются с ее проблематикой в повседневной жизни. Эта тема — тотальная цифровизация налогового администрирования. Кажется, уже сегодня мы начинаем понимать, каким будет завтра. Завтра в мире грядущих десятилетий, в мире новой цифровой формации. Понимать это мы начинаем на примере работы российских налоговых органов.
Есть крайнее мнение — что все это ведет чуть ли не к «цифровому концлагерю». С другой стороны, многое в историческом процессе поначалу рождало стихийное неприятие и противодействие.
Надо признать, что сегодня мы имеем дело с таким же историческим процессом. Новое уже никуда не денется из нашей жизни. Со временем сгладятся противоречия, и мы, хочется надеяться, двинемся дальше привычным для человечества маршрутом — то есть «через тернии к звездам».
А пока мы в процессе движения к завтрашнему дню, поговорим об актуальном для дня сегодняшнего. В общих чертах мы расскажем, как выстроен механизм налогового контроля, какие инструменты в арсенале ФНС позволяют вычислять «нехорошие» схемы неплательщиков, а также постараемся по имеющимся фактам дать некоторые прогнозы по поводу политики ФНС на этот год. Но обо всем по порядку…
И начнем мы с сообщения, которое прозвучало еще в конце сентября прошлого года на федеральных новостных ресурсах. Это была новость о том, что перед ФНС поставлена цель, являющаяся, по словам замминистра финансов Алексея Сазанова, «очень амбициозной», а именно — план по перечислениям доходов в государственный бюджет должен быть увеличен на 14% по сравнению с 2023 годом.
Мы помним, что сверстанный на 2024 год государственный бюджет дефицитный. Дефицит составит 1,595 трлн рублей. Это не критическая цифра, и повышать налоговые ставки не планируется даже при этом дефицитном бюджете. Тем не менее, представляется очевидным, что бюджетные расходы в текущем году будут значительны, и Минфину необходимо адекватным ситуации образом строить налоговую политику. В связи с этим перед фискальными органами и поставлена на 2024 год столь «амбициозная» задача — собрать дополнительные 500 млрд рублей за счет эффективного администрирования. Это значит, что налоговые доходы государственной казны в текущем году будут зависеть не столько от правил налогового расчета, сколько от результативности мер по проверке и сбору этих налогов.
Нужно понимать, что план по увеличению собираемости налогов и сборов — это не какая-то экстраординарная мера. Налоговые доходы государства растут год от года — ФНС стабильно демонстрирует в этом отношении прекрасные показатели. Судите сами: рост налоговых поступлений с января по август 2023 года увеличился на 9% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. И в 2024 году буквально по всем видам налоговых поступлений — и по ресурсным налогам на нефтяную отрасль, и по внутреннему и ввозному НДС, и по НДФЛ, и по налогу на прибыль, и по всем прочим сборам — запланирован прирост.
Магия автоматизации
На фоне этих планов, действительно амбициозных, мы наблюдаем просто удивительные вещи. Ну вот, казалось бы, число выездных проверок налоговыми органами при таких планах должно кратно вырасти. А наблюдаем мы обратное.
«Если говорить о налогоплательщиках классических, находящихся не на специальных налоговых режимах, то проверяется один из 1000, — цитировали Д. Егорова «Ведомости» осенью 2023 года. — Если говорить о специальных налоговых режимах, которые используются малым и средним бизнесом, то это один из 10 000 налогоплательщиков».
Более свежей статистики у налоговых органов, видимо, пока еще нет, но тенденция понятна, и она не меняется — выездных проверок все меньше, а собираемость налогов все выше.
Впору изумленно воскликнуть: «Как?»
Впрочем, те, кто хотя бы немного в курсе, как теперь работает налоговая служба, ничему уже не удивляются. Эффективность налоговых сборов обусловлена тотальной автоматизацией процессов — в этом вся «магия». Налоговая сегодня — скажем без всякого преувеличения — одна из тех государственных служб, которая двумя ногами уже прочно стоит в будущем — в том самом, цифровом, которое кого-то пугает, а кому-то кажется вполне симпатичным. Во всяком случае, о будущем мы точно знаем только одно — оно неизбежно.
Инструментарий налоговой проверки
Существует всего два вида налоговых проверок:
— камеральные проверки,
– выездные выездные.
Последние, как мы уже поняли, проводятся все реже — налоговому инспектору теперь не приходится совершать лишних телодвижения для выявления технических ошибок или намеренных нарушений, львиную часть работы за него сделает автоматизированная система.
А вот камеральные проверки проводятся регулярно, они совершенно обычны, основанием для них служит подача налоговой декларации. Допустим, 24 числа вы, как положено, отправили в налоговую декларацию по НДС. Что происходит далее?
Раньше (совсем, в общем-то, недавно) было так. Декларация оказывалась в налоговой инспекции — обычной, среднестатистической, где в отделе, занимающемся проверками деклараций, сидело человек пятнадцать от силы. А самих деклараций по НДС приходило (и приходит по сей день) больше пяти тысяч в квартал — пожалуй, здесь самое время ужаснуться и посочувствовать недавнему прошлому наших налоговиков. Конечно, они физически не могли выявить все возможные (случайные или умышленные — не суть) нарушения, на это не хватало ни времени, ни рук.
А что происходит сейчас?
Ну, сейчас мы все пользователи программного комплекса АИС «Налог-3», с помощью которого ФНС обрабатывает в режиме реального времени сведения из налогового и бухгалтерского учета компаний-налогоплательщиков. И сегодня проверка вашей декларации пройдет в автоматизированном режиме.
Как именно это работает?
Документ будет подвергнут многоуровневому контролю, в ходе которого в автоматическом режиме (то есть это делает теперь уже не человек, а компьютер) будут выявлены — в случае их наличия, разумеется, — расхождения цифрового характера. Важно, что все сведения, указанные в декларации, взаимосвязаны, одна строчка логически взаимодействует со всеми другими, это фактически единое информационное поле, и если где-то допущена ошибка или намеренная попытка ввести налоговую в заблуждение, то машина моментально выявит расхождение и укажет, где именно не сходятся расчеты. Выражаясь метафорически, можно сказать, что в основе машинной проверки декларации лежит тот же принцип, что и при перекрестном допросе. Все информационные поля, должны согласовываться между собой и рисовать стройную логичную картину, ни в коем случае не противореча друг другу. Кроме того, должны согласовываться и связи между компаниями: движение денег по банковским счетам, оплаты клиентам и поставщикам и т.п. То есть данные между декларациями покупателя и поставщика должны сходится.
Если расхождения обнаружены, то налоговая высылает компании, в соответствии со статьей № 88 Налогового кодекса РФ, уведомление с требованием пояснить в течение пяти рабочих дней, с чем связаны выявленные расхождения. Компания либо объяснит все эти технические ошибки и причины, которыми они были вызваны (бывает всякое — например, «задвоились» данные в бухгалтерском учете), либо подаст новую уточненную декларацию, в которой эти ошибки будут исправлены.
Нужно отметить, что программный комплекс АИС «Налог-3», введенный в 2019 году, стал серьезным прорывом на пути оптимизации работы налоговой службы. Техническая поддержка этой системы обеспечивается огромным штатом IT-специалистов, ресурс ежегодно совершенствуется. Сегодня можно с уверенностью сказать что АИС «Налог-3» — это принципиально иной уровень налогового контроля.
Конечно, эта система делает более эффективным процесс налогового администрирования, но это не «игра в одни ворота» Налогоплательщикам данное программное обеспечение выгодно не меньше, так как упрощает взаимодействие с ФНС. Это просто удобно.
Подобные автоматизированные инструменты, ежегодное расширение их функционала и технических возможностей позволяют ФНС исключительно за счет администрирования добиваться роста налоговых поступлений в бюджет страны.
Кто сегодня в поле зрения ФНС?
Кроме этих инструментов, есть и вполне обоснованная налоговая политика — в разные периоды налоговиков интересуют разные сферы бизнеса: оценивая общую экономическую ситуацию, они выбирают… не хочется говорить «жертв», поэтому скажем мягче — выбирают бизнесы, где год от года налоговые выплаты по какой-то причине «утекают сквозь пальцы» инспекторов. Предприниматели из этой сферы попадают под пристальное внимание ФНС, причины, по которым «выплаты утекают», выявляются, и происходит то, что происходит. Вспомним, к примеру, нашумевшие прошлогодние дела медийных блогеров, «прижатых» за неуплату налогов в крупных размерах. Речь шла, напомним, об искусственном «дроблении» бизнесов. Если коротко напомнить суть дела, то рабочая схема практически у всех подпавших под подозрение была одинаковой: они разделяли свой укрупнившийся бизнес на несколько ИП, оформляя их на родственников и знакомых, чтобы продолжать работать по упрощенной системе налогообложения.
Можно констатировать факт: ФНС в последнее время обратила пристальное внимание на вполне определенную группу налогоплательщиков Это предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, которая не предусматривает уплату НДС с реализации. Это законная «белая» схема, но есть одно обстоятельство, при котором она становится незаконной — если выручка превышает пороговый для УСН лимит. Нередки случаи, когда предприниматели, достигая этого лимита, вместо того, чтобы переходить на основную систему налогообложения, предпочитали искусственно «дробить» бизнес на несколько ИП и продолжать работу на «упрощенке». ФНС, конечно, продолжит противодействовать подобным схемам.
«Дробление» или структурирование?
Вопрос вопросов — чем отличается «дробление» от вполне законного структурирования бизнеса? И стоит ли этим вообще заниматься на фоне «грозных» новостей об особом интересе ФНС к данному явлению?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно коснуться такого понятия, как «деловая цель», которая играет важную роль в налоговой доктрине и правоприменении. Если «деловая цель» оптимизации — получение прибыли, а не налоговая экономия, то разделение (превращение, например, бизнеса в группу компаний) вполне обосновано. «Нехорошая» с точки зрения налоговой схема присутствует лишь в одном случае — если целью разделения является необоснованное получение финансовой выгоды, то есть стремление заплатить меньше налогов.
Какими критериями руководствуется ФНС, отличая «дробление» от структурной оптимизация бизнеса? На этот вопрос нам дал интересный и вполне исчерпывающий ответ Виталий Сапелкин, эксперт по налоговым проверкам. Он рассказал о простейшем тесте, который можно условно назвать «Тестом Ромео и Джульетты».
Ромео и Джульетта — это одно целое, если хотите, две стороны одной медали. Их невозможно разделить. Они друг без друга не существуют. Аналогия простая — могут ли разделенные предприятия (несколько ИП или ООО) существовать самостоятельно? В этом и кроется ответ: если могут — это законная оптимизация. Если нет — то «дробление». В этой связи не стоит, например, разделять единый технологический процесс. Не стоит создавать отношения, при которых одна компания оплачивает расходы другой — например, «канцелярку», доставку воды или аренду (а это часто случается в группе компаний). Важно пройти «тест на самостоятельность», чтобы не родить подозрения у налогового инспектора.
К сожалению, нередко предприятия сами дают поводы для подозрений и даже доказательства своей аффилированности — в этом случае и возникает угроза, что обороты компаний будут сложены, и их могут перевести на другой режим налогообложения.
В каких еще сферах может усилиться налоговое администрирование?
Скорее всего, нам следует ожидать планомерной оптимизация буквально по всем «фронтам».
Видимо, немалый дополнительный доход в государственный бюджет принесет НДС на внутреннюю реализацию — хотя бы за счет роста розничных цен. Планируется увеличение его собираемости на 11%.
Вероятно, ФНС также собирается повысить эффективность борьбы с теми, кто стремится не платить НДС вовсе, — например, реализуя продажи в рознице «мимо кассы». Но насколько велики масштабы подобных нарушений? Огромную долю розницы, которая и обеспечивает наибольшую собираемость НДС, составляют крупные торговые сети, и у них, несомненно продажи проходят через контрольно-кассовую технику. Федеральная налоговая служба по праву может гордиться развитием системы Контрольно-кассовой техники, благодаря которой сведения о продажах поступают к ней в онлайн-режиме. И все же, это не исключает высокий процент теневых продаж. Так что работа будет вестись и по этому направлению тоже.
Дополнительный сбор налога может дать усиление контроля за неправомерным вычетом НДС. Инновационная система АСК НДС-2, настоящая гордость Федеральной налоговой службы, как раз и является инструментом для точной сверки входных счетов-фактур с налоговыми обязательствами продавца. Система создана для предотвращения неправомерных вычетов НДС и отлично справляется со своей функцией. Вероятно, ее совершенствование в данном направлении продолжится — тщательная проверка цепочки поставщиков по-прежнему актуальна и важна для налоговых органов, контроль в этой сфере не только не ослабнет, но будет адаптироваться под новые «хитрые» методы нарушителей.
Помимо АСК НДС-2, в арсенале налоговой еще три автоматические системы контроля — это АСК «Доходы физических лиц», АСК ККТ и АСК «Таможня».
Система по налогу на доходы физических лиц уже задействована, в программном комплексе по контрольно-кассовой технике накапливаются сведения о работе компаний за последние несколько лет, и, судя по обновлениям предыдущего квартала в личном кабинете налогоплательщика на nalog.ru, вскоре малый бизнес начнут штрафовать за нарушения. Немного отдельная история с системой АСК «Таможня» — сейчас ее только готовятся ввести в эксплуатацию, полномасштабное внедрение ожидается в 2025 — 2026 годах.
Казалось бы, во всех перечисленных сферах контроль и без того силен и вряд ли принесет серьезный прирост собираемости налога. Именно поэтому достаточно велика вероятность того, что мы увидим и не только меры, принятые в отношении самых безбашенных неплательщиков, но и такие, которые повлияют на общую налоговую среду. Добросовестным налогоплательщикам не лишним будет готовиться к этому, чтобы обезопасить себя со всех сторон.
В целом, если говорить о налоговом администрировании, то наилучшим вариантом увеличения собираемости налогов было бы создание атмосферы доверия между ФНС и налогоплательщиками. Было бы прекрасно увидеть такие условия, при которых убираются барьеры, мешающие формированию положительного опыта у тех, кто честно платит налоги. Надеемся, что рано или поздно мы достигнем именно этого, а цифровизация, в которой до сих пор многие видят слишком много минусов, все-таки приведет не только к абсолютной прозрачности, но и непредвзятости, улучшению и общему оздоровлению налогового климата.
Читайте другие наши статьи:
– Как ФНС проверяла блогеров-миллионников?
– Индустрия онлайн-касс в России
Vallab – Гарантируем по-настоящему правильные чеки
– +7 (495) 109-17-15