Вот мы и в Мариинском театре Санкт-Петербурга на самой большой опере по сюжету из русской истории - "Князь Игорь". Удивительно, но написал ее русский химик, медик, общественный деятель и по совместительству композитор - Александр Порфирьевич Бородин. Он писал ее почти 18 лет! Но, увы, опера осталась незавершенной, из-за того что время на ее написание он выкраивал буквально по крупицам, отвлекаясь от более важных дел, таких как: преподавание, лабораторные опыты и написание научных статей. Над окончательной редакцией оперы работали два мастера: Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов.
Можно сказать, что Бородин адаптировал "Слово о полку Игореве" под свою оперу, сочиняя музыкальный и поэтический текст, попутно изучая различные источники о Древней Руси, степи, княжеских междоусобицах, походах и битвах. Его опера о столкновении двух культур, о русской смуте 12 века, о предательстве, но в тоже время, о любви и преданности.
Опера "Князь Игорь", впервые прозвучала на сцене Мариинского театра в 1890 году, уже после смерти А. Бородина. Второй акт оперы был самый "варварский", который включал в себя знаменитые "Половецкие пляски". Именно он оказался необычайно успешным не только в России, но и в западном мире. Сейчас хронологию оперы изменили и "Половецкие пляски" вошли в первое действие.
И так, опера начинается с пролога.
В 1185 году на площади древнерусского города Путивля, собирается боевая дружина во главе с князем Игорем и его сыном Владимиром. Намечается поход против половцев-кочевников, но тут, как дурное предзнаменование, начинается солнечное затмение.
Игоря умоляет остаться его жена Ярославна, согласны с ней и бояре. Но князь непреклонен и выступает в поход, нежно попрощавшись с женой и оставив наместником в городе ее брата князя Владимира Галицкого. Здесь нам показывают и первых предателей: Скулу и Ерошку, которые незаметно переходят на службу к Галицкому, чтобы остаться в городе, пировать и веселиться.
Так интересно было видеть живых лошадей на сцене Мариинки, хоть и длилось это действие минуту, от силы). Именно в такие моменты просматривается цирковое прошлое театра, ведь ранее, как мы знаем, тут работал театр-цирк, а флигели, выстроенные по боками круглого здания театра, были конюшнями). https://dzen.ru/media/id/61c4874a1fe57957b9966df5/mariinskii-teatr-lojka-degtia-v-banke-s-medom-65cf560c86fe047dd3729752
Далее звучит музыкальное вступление или увертюра, где зритель должен сам нарисовать себе картину битвы, после которой князь Игорь и его сын окажутся в плену.
Первое действие начинается с вечера в половецком стане, где девушки пытаются развлечь дочь хана Кончака, влюбленную в пленного княжича Владимира. Затем появляется и сам Владимир, отвечающий ей взаимностью. Но его отец против этого союза. Далее нам показывают князя Игоря, который не может пережить позора поражения и плена, он страстно мечтает о свободе и тоскует о Ярославне.
Один из половцев - Овулар, предлагает помочь князю бежать, но тот гордо отказывается. Вскоре появляется сам хан Кончак, которого восхищает храбрость князя, он оказывает ему всевозможные почести и развлекает Игоря "половецкими плясками", во славу хана.
Второе действие, так же начинается в половецком стане, куда Хан Газак возвращается с пленными русичами и добычей. Князь Игорь решается на побег, но дочь хана Кончака поднимает тревогу. Удается бежать только Игорю и Овлуру, сын Владимир остается и его решают женить на Кончаковне, а за сбежавшими отправляют погоню.
В следующей сцене нам показывают городскую стену в Путивле, где жена князя Ярославна, оплакивает мужа. Сцена известная, как "Плач Ярославны".
Далее, мы переносимся в княжеский двор Владимира Галицкого. Окруженный челядью и предателями Скулой и Ерошкой, князь гуляет, пирует и ведет разгульный образ жизни. Ещё Галицкий подумывает сослать сестру в монастырь и править праздно в Путивле.
А вот мы уже в горнице Ярославны, где княгиню не оставляют грустные и тревожные думы, а от князя все нет и нет вестей. Неожиданно появляются девушки с просьбой защитить от Галицкого их подругу. Ярославна пытается урезонить брата, но тщетно, он держится вызывающе и дерзит.
После, княгиня от бояр узнает горестные вести, что Игорь и Владимир в плену, а рать их разбита. Половцы же идут войной на Русь. Пользуясь случаем Галицкий поднимает мятеж, но враг уже на пороге и нужно защищать свои земли. Под зловещие удары набата появляется сбежавший из плена князь Игорь, который призывает всех объединиться и дать отпор врагу, что и становится финалом оперы.
Опера классная, мы остались под сильным впечатлением. Живописные декорации поражают своим правдоподобием. Древнерусские храмы, крепостные стены, шатры половцев, терем княгини, предстают перед нами почти в натуральную величину. Роскошные костюмы исполнителей и их голоса поражают, особенно хочу отметить Мирослава Молчанова в роли хана Кончака и Владимира Ванеева в роли князя Галицкого! Князя Игоря, в исполнении Глеба Перязева, в начале оперы было плохо слышно, но ближе к середине, стало слышно лучше, распелся наверное))). Поставленные же танцы и пляски вне всяких похвал.
Несмотря на то, что опера длится почти 4 часа, это совершенно не напрягает и смотрится на "одном дыхании". Единственное, что следует выбирать места поудобнее, в ложе - это точно первый ряд. Билеты сюда, конечно дороже, но это того стоит.
Подписывайтесь на канал.